• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: История (список заголовков)
12:25 

нелохо сделано

House Katsap - We do not jump.
21:55 

когда смешиваешь несмешиваемое)

House Katsap - We do not jump.
То странное чувство, когда одним глазом смотришь (и одним ухом слушаешь) стрим, как люди гоняют в PUBG, а другим тем временем в соседней вкладке пролистываешь быстренько Галицко-Волынскую летопись по одной ЖЖ-шной дискуссии и натыкаешься на рассказ об эпичной (где Гомер? ау! тут без гекзаметра не воспоешь), достойной Ахилла, битве Льва Даниловича с ятвяжским князем Стекинтом и его братом:

«Когда Даниил пошел на войну с сыном своим Львом и с Семовитом, князем ляшским, Василько вернулся, потому что у него была рана на ноге, и послал всех своих воинов с братом, а король Даниил пришел в землю Ятвяжскую и воевал. Лев, узнав, что Стекинт укрепился в лесу, в осеке, и с ним ятвяги, погнался за ними, взяв с собой людей, и пришел к осеку. Ятвяги вышли из осека против него, и бывшие с ним всадники разбежались. Лев же, сойдя с коня, один крепко бился с ними. Увидев, что Лев один бьется с ятвягами, некоторые из его людей вернулись к нему на помощь. Лев вонзил свое копье в щит Стекинта, так что он не смог им прикрываться, и убил Лев Стекинта мечом, и брата его поразил мечом. И они погибли. Лев пешим гонялся за ятвягами, а другие преследовали их на конях, били и рубили их. Король Даниил остановился в доме Стекинта, и Лев принес ему оружие Стекинта и его брата, подтверждая тем свою победу. И его отец король очень радовался мужеству и доблести сына своего».



Ну прям вылитый же Лев Данилович)

Эпизод, собственно, интересен фактом применения князем в бою сулицы — «Лвови же убодшему сулицю свою въ щитъ его». Одно из тех мест ГВЛ с упоминанием данного вида оружия, вокруг которых теперь ломается столько копий (забавная, кстати, игра слов получается — копья ломаются вокруг сулиц) на предмет того, как этими сулицами дрались? Только ли метали, как это постоянно упоминается применительно к литовцам, или же использовали в том числе и как копье для ближнего боя (Василько в битве при Шумске)? Вот что, например, в данном случае означает глагол «убодшить»? Понятно, что «убодать», «боднуть», «вонзить как бык рога». Но что именно имел в виду летописец — удар рукой или бросок? Черт его знает.

Но да не суть. Хвалебный рассказ о мужестве юного князя (хотя мальчику так-то на тот момент уже где-то под четверть века стукнуло), в одиночку сразившего двоих вождей ятвягов, в то время как дружина его поначалу вообще стрекача задала, попал в летопись явно со слов самого Льва, бывшего, как известно, одним из информаторов летописца. И первая реакция на эту похвальбу, конечно же, здоровый скептицизм: ну да, оставшийся вдруг в одиночку против толпы врагов князь спешивается (кстати, нафига вообще?) и играючи убивает двоих, явно лучше всех своих товарищей вооруженных, противников, а устыдившиеся собственной трусости дружинники поспевают только уже к шляпному разбору. Верим, верим, конечно.

А затем мысли возвращаются к идущему на параллельной вкладке стриму... и ты вдруг понимаешь, что скорее всего все было, как и в той игрушке: шум-гам-кутерьма, кто-то куда-то бежит, кто-то падает, кто-то уже орет благим матом, кто-то отдает никому, кроме него самого, не нужные команды, кто-то куда-то кинул сулицу, выстрелил из лука, наехал на кого-то лошадью, то ли на чужого, то ли на своего, огрел его мечом, сам получил тычок чем-то под ребра, еще и в этом гребаном шлеме ничего толком вокруг не видно, а без него тоже никак... В общем, стреляли все, а фрага засчитали кому-то одному)) Лев Данилович мог быть и вполне искренен в убежденности, что победа над Стекинтом и его братом — целиком и полностью его личная заслуга. Он просто физически не мог проконтролировать действия своих людей в момент боя и понять, кто какой вклад в него внес. Миникарты и HUD-интерфейс пока еще даже в современные армии не завезли, куда уж там было в XIII веке. И реальная жизнь, увы, не стрим, ее потом на повторе не пересмотришь. Так что, имеем в наличии стандартный такой рассказ любого стримера об очередной удачной катке: «Я там, значит, ворвался на кропалях, одного сразу с шотгана завалил, второго сковородкой кнокнул, а там и вся пати подвалила»))

@темы: история, вар-хистори

18:17 

кучно пошло

House Katsap - We do not jump.
В Калуге установили уже второй за этот год памятник Ивану III.



Пишут, правда, что первый. Но то брешут. Первый поставили еще летом там же в Калужской области в Свято-Тихоновской пустыни.

Однако ж. То ни одного на всю страну и за все минувшие столетия. То сразу два дуплетом. Напоминает, как у нас на 1100-летие города установили сразу два памятника княгине Ольге)

Справедливости ради, надо бы все-таки поставить еще минимум два монумента Ивану Васильевичу. Один, конечно же, в Москве, в Кремле, который он, собственно, и построил большей-то частью. А второй... в Новгороде))) Чтоб им, значит, икалось)

@темы: арх-хистори, исторические персоны, история

16:33 

просто хорошо провели время мужики

House Katsap - We do not jump.
«Осенью 1379 года сэр Джон Арундел — младший брат графа Арундела — приезжает в женский монастырь с отрядом солдат, планируя отправиться в Бретань. Он отправляет посыльного к приорессе и просит пристанища для себя и своих солдат до тех пор, пока не переменится ветер. Приоресса колеблется, боясь толпы вооруженных юношей, сопровождающих Арундела, но, поскольку гостеприимство в отношении странников, в том числе солдат, — ее долг, в конце концов соглашается. К сожалению, ветер не меняется. Чтобы развеять скуку, солдаты начинают пить и флиртовать с монахинями. Монахини, что неудивительно, им отказывают и запираются в дортуаре. Солдат это не останавливает — они выламывают двери и насилуют монахинь. С этого начинается целая цепь преступлении. Они грабят монастырь. Потом заходят в близлежащую церковь, чтобы украсть потир и серебряную посуду, и застают там свадьбу. Достав мечи, солдаты отбивают невесту у жениха, семьи и друзей и по очереди насилуют и ее. Затем, заметив, что ветер наконец переменился, они берут с собой невесту и столько монахинь, сколько получилось, на корабль и поднимают паруса. Примерно через день с востока налетает шторм. Корабль сносит с курса, и он дает течь. Арундел приказывает выбросить всех женщин за борт, чтобы облегчить судно. Шестьдесят женщин швыряют в бурное море, и корабль уходит к берегам Ирландии»... #


@темы: история, занимательная история

17:00 

поворчу немного

House Katsap - We do not jump.
Махов о голоде 1601-1603 гг., предшествовавшем началу Смутного времени:

«Началось все с Перу. 19 февраля 1600 года произошло извержение вулкана Вайна Путина (Wayna Putina). Во Время извержения в атмосферу было выброшено от 16 до 32 миллионов метрических тонн твердых частиц - в том числе двуокиси серы. Как известно, Двуокись серы (SO2) взаимодействуя с кислородом (O2) дает сернистный ангидрид (SO3), вещество очень неусточивое, но жадно поглощающее воду. И при взаимодействии с водой образуется серная кислота (H2SO4). Собственно именно это и произошло. Массы вулканических выбросов проследовали на северо-запад, накрыли собой Китай, Сибирь, Россию, Польшу и Литву. Небо стало менее проницаемым для солнечных лучей, где-то прошли сернокислые дожди, температура упала на 1-2 градуса по Цельсию.

И в результате возник природный катаклизм.

В Швейцарии и Прибалтике были исключительно холодные зимы. Во Франции в 1601-1602 годах мороз стоял с ноября по май, часть виноградников из-за заморозков погибло. То же самое произошло и на Рейне, урожай 1601-1603 годов у рейнского насчитывал менее тысячи бутылок, то есть можно сказать - его и не было. В Перу возник страшный голод и массовые отравления. В Китае не расцвели персиковые деревья. Озеро Сув в Японии замерзло очень рано,такого не было 500 лет. В Гренландии именно в это время стали пропадать зимовки скандинавов, Гренландия становилась потихоньку Исландией, то есть не зеленой, а ледяной землей.

Но более всех пострадала Россия. Что случилось? Летом зарядили дожди, которые шли фактически без перерыва 10 недель. Далее - ранние заморозки, которые на корню убили посевы. Из-за затоплений скотина не могла добраться до травы, и начался массовый падеж скота. Как писал хронист (извините, стилизую под более-менее понятный русский): "Бысть же глад великай. Прежде были дожди великие, во все лето. Всякому сеемому хлебу не удалось достичь зрелости. В день же Успения Пресвятой Богородицы (конец августа - в 2017 году это 28 августа) к хлебу, который еще был зелен и к полности не пришел, упал мороз великий, и замерзло всякое хлебное, и все погибе".

Русь, конечно, славится своим суровым климатом, но мороз в конце августа... Это явно было в новинку. К тому же ударившие морозы заморозили всю воду, которая не успела сойти, луга и поля превратились в катки без капли снега, который мог бы укрыть посевы. Сначала народ ринулся к царю, которым на тот момент был Борис Годунов. Годунов на начало не нашел ничего лучше, чем раздавать народу.... деньги. Деньги, блять! В результате - инфляция, ибо купить хлеба негде за любое бабло.

<...> Только в Москве за три года голода умерло 127 тысяч человек (данные Маржерета, поскольку Буссов называет уж совсем фантастическую цифру в 500 тысяч москвичей). Общие же потери в людях оцениваются приблизительно в 2 миллиона человек, или почти 30 процентов населения. Началось восстание Хлопка, основную движущую силу которого составили бежавшие от своих господ холопы (жрать-то нечего), которые атаковали города и селения с магазинами и амбарами с зерном, и тут же начинали этим зерном спекулировать. "Экспроприация экспроприируемого" в полной красе. В жестоком бою (который больше напоминал настоящее сражение) с отрядом Басманова отряд Хлопка был уничтожен, а сам Хлопок казнен.

Собственно именно голод 1601-1603 годов и стал причиной появления самозванцев на Руси и начала Смуты, ибо государственная власть просто рухнула под напором такой беды».
#

Но, постойте. О чем это он? Какой еще вулкан? Какой еще Вайнапутин? Какой Палпатин? Каждому же сознательному либералу историку в нашей стране прекрасно известно, еще со школьной скамьи старательно втемяшено, что в Смуте виноват исключительно кровавый тиран Сталин Грозный! Который, правда, помер за двадцать лет до того... Но это ведь именно он в свое время лично расстрелял посадил на кол массу ни в чем (ну вот нисколечка, ни на пол шишечки) ниуиноватых рафиков хороших людей с правильными лицами! А кого не расстрелял посадил, тех вынудил бежать в эмиграцию в Америку Литву. А если б не это, то никакой Смуты бы и вовсе, наверное, не было. Если б не тиран Грозный, то разве ж дьяки б воровали? Наместники и волостели своей властью злоупотребляли? Купчишки да игумены зерном бы спекулировали? Да ни в жисть! Ведь это уже б была совсем другая Россия (тм)! И никакие вулканы бы не взрывались. А даже если б и взорвались, то ветер, наверное, подул бы в противоположную сторону. Если б не кровавый тиран...

ps: не, ну про Гренландию Махов, конечно, с эпохой сильно промахнулся))

@темы: история, Смута, Грозное время, Бунташный век

10:34 

домострой, говорите?

House Katsap - We do not jump.
Прошение о разводе от 1669 года:

"сынъ боярской Никифоръ Скорятинъ билъ челомъ на жену свою Пелагею, а въ челобитной его написано: жалоба, государь, мнѣ на поругательницу на жену свою Пелагею: во 176 году кусала она, жена моя, тѣло мое на плечахъ зубомъ, и щипками на рукахъ тѣло мое щипала и бороду драла; и я холопъ твой билъ челомъ тебѣ, государю, въ Приказѣ Мастерскіе Палаты и подалъ челобитную окольничему Василию Михайловичу Еропкину. И противъ моего челобитья меня холопа твоего дьякъ Иванъ Взимковъ въ Приказѣ Мастерской Палаты поругательство жены моей и зубнаго яденья на тѣлѣ моемъ досматривалъ, и въ томъ еѣ поругательствѣ женѣ никакого указу не учинено. И въ 178 г. она жена моя Пелагея, хотя меня холопа твоего топоромъ срубить, и я отъ еѣ топороваго сѣченья руками укрывался и посѣкла у меня правую руку по запясью и я отъ того еѣ топороваго посѣченія съ дворишка своего чють живъ ушелъ и билъ челомъ въ Приказъ Мастерской Палаты стольнику Ѳедору Пракофьевичу Соковнину; и стольникъ Ѳедоръ Пракофьевичъ Соковнинъ приказалъ посѣченую мою рану записать; и отъ той посѣченой моей руки я во вѣки увѣченъ. Да и впредь она жена моя хвалитца на меня всякимъ дурнымъ смертоубивствомъ и по твоему государеву указу посажена она поругательница жена моя за приставы; и она, сидя за приставы, хвалитца на меня и нынѣ всякимъ дурномъ смертнымъ убивствомъ. Милосердый государь, пожалуй меня, вели въ такомъ поругательствѣ и въ похвальбѣ еѣ женѣ моей свой царской указъ учинить и меня съ нею розвесть, чтобъ мнѣ отъ неѣ жены своей впредь напрасною смертью не умереть". #

Эк, бой-баба, однако) Даже сидя «за приставами», смогла запугать мужа до икоты!

@темы: Бунташный век, история, Тишайший

13:04 

мм... а ведь готовый сюжет для сиквела "Салюта-7")))

House Katsap - We do not jump.
Перед отлетом космонавты проходят множество медицинских процедур. Одна из них — забор секрета предстательной железы, называемый «пробой Васютина». Таково наследие, оставшееся после позорного инцидента на космической станции «Салют-7», только что спасенной от гибели в атмосфере Земли. О неприятной ситуации, в которую попал космонавт Владимир Васютин, рассказывает «Лента.ру». #

@темы: интересное, история

16:27 

ну, с почином

House Katsap - We do not jump.
7 октября в Новгороде была найдена 1101 берестяная грамота. Грамота представляет собой реестр денежного сбора крупной суммы новгородцами XIV века. #


@темы: археология, история, новгородский миф

13:29 

нет, ну граждане...

House Katsap - We do not jump.
12.09.2017 в 22:16
Пишет lightning:

12.09.2017 в 20:38
Пишет Pam Jones:

АЗ, БУКИ, ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ, ДОБРО…
О СМЫСЛЕ ДРЕВНЕГО СЛАВЯНСКОГО АЛФАВИТА

Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро… О смысле древнего славянского алфавита

Как-то задумался о встроенном в древний славянский алфавит. Знаю, что первые буквы звучат примерно как “Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро”. Что перевёл бы на современный русский язык “Я Книгу Знаю, Говорю Доброе…”. Решил поискать в инете, нашёл довольно интересное сообщение на forum.kpe.ru/
"…прочитаем Послание, содержащееся в праславянской Азбуке.
Рассмотрим три первые буквы азбуки – Аз, Буки, Веди.
Азъ – “я”.
Буки (букы) – буквы, письмена.
Веди (веде) – “познал”, совершенное прошедшее время от “ведити” – знать, ведать.
Объединяя акрофонические названия первых трёх букв Азбуки, получаем следующую фразу:
Аз, Буки, Веди – Я знаю буквы.
Объединяются во фразы и все последующие буквы Азбуки:
Глагол – “слово”, причём не только изречённое, но и написанное.
Добро -”достояние, нажитое богатство”.
Есть (есте) – 3-е л. ед. ч. от глагола “быть”.
Глагол добро есте: слово – это достояние.
Живите (вместо второго “и” раньше писалась буква “ять”, произносилось живёте) – повелительное наклонение, множественное число от “жить” – “жить в труде, а не прозябать”.
Зело (передавало сочетание дз = звонкое ц) – “усердно, со рвением”.
Земля – “планета Земля и её обитатели, земляне”.
И -союз “и”.читать дальше9

URL записи

URL записи

Сказочка же с бородой длиннее, чем у Деда Мороза. Причем реально длиннее, так как попросту старше оного Деда. Еще Наше_Фсе по сему поводу писал:

«Буквы, составляющие славенскую азбуку, не представляют никакого смысла. Аз, буки, веди, глаголь, добро etc. суть отдельные слова, выбранные только для начального их звука. У нас Грамматин первый, кажется, вздумал составить апоффегмы из нашей азбуки. Он пишет: “Первоначальное значение букв, вероятно, было следующее: аз бук (или буг!) ведю – т. е. я бога ведаю (!), глаголю: добро есть; живет на земле кто и как, люди мыслит. Наш Он покой, рцу. Слово (logos) твержу...” (и прочая, говорит Грамматин; вероятно, что в прочем не мог уже найти никакого смысла). Как это всё натянуто!..»

Пушкин А. С. Буквы, составляющие славенскую азбуку... // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 томах. Л..1977–1979. Т. 7. 1978. С. 355-356.

@темы: история

15:29 

у войны неженское лицо?

House Katsap - We do not jump.
10.09.2017 в 12:17
Пишет MirrinMinttu:

Новости из старой могилы
В 1889 году, шведский археолог Хьялмар Столпе раскопал в Бирке захоронение времен викингов. Те захоронили вместе с покойником щит, меч, копье, боевой топор, лук и стрелы и двух лошадей. И положили на колени доску, на которой планировались и игрались стратегические военные игры. Сомнений быть не могло - Столпе удалось найти захоронение видного стратега и полководца.



читать дальше

URL записи

@темы: археология, история

18:29 

к вопросу о том, кто кого кормил во время оно

House Katsap - We do not jump.


Если считать уровень производства народного добра и меру его потребления в РСФСР за единицу, то сразу видно:

в Армении производили на каждого человека в 2 раза меньше российского, а «кушали» в 2,5 раза больше;

в Эстонии потребление на душу населения превышало уровень России в 3 раза;

а Грузия жила в 3,5 раза богаче, чем РСФСР и вообще богаче, чем где бы то ни было в Союзе!

Стоит ли удивляться сложившемуся в те годы массовому убеждению о превосходстве всех остальных республик, над «ленивыми и вечно пьяными» русскими? Впрочем, откуда было взяться другим представлениям? Ведь это не прибалты летали в Воронеж за мясом, а Воронеж ездил в Прибалтику за копченой колбасой.

И местные элиты в союзных республиках эти настроения только подогревали.

А когда общий уровень жизни в СССР в конце 1980-х начал снижаться, перестало вдоволь хватать еды, одежды и бытовой техники, у многих «щелкнуло национальное сознание»: хватит кормить чужих! И раз Россия такая бедная, значит там просто не желают и не умеют хорошо работать. Отделяемся!

Простым людям не объяснили, что хуже других республик Россия жила потому, что из каждых трех заработанных ей рублей она лишь два оставляла себе. А третий рубль — отдавала братьям по Союзу.

Все остальные республики (кроме Беларуси, которая на поверку тоже клала в общий котел СССР больше, чем из него черпала) жили во многом за счет этого «третьего русского рубля».

@темы: история, политика

19:02 

норманисты и источники, как это знакомо

House Katsap - We do not jump.
alex-oleyni уже не в первый раз обращает внимание на ма-а-аленькие, но отнюдь немалозначительные подтасовки в переводах источников, что в разное время позволяли и позволяют себе сторонники норманнской теории. Так и в этот раз:

«В переводе И.В. Дьяконова текста Адама Бременского есть одна неточность, на которую я хотел бы обратить внимание всех, кто исследует и цитирует этот текст. Адам Бременский в II, 19(16), описывая Балтийское море, цитирует Эйнхарда и в данном переводе идет следующий текст:

Славянские хроники, М., 2011, С.40

Вокруг него живёт множество народов. Так, даны и шведы, которых мы называем норманнами, владеют северным побережьем и всеми его островами. На восточном берегу живут славяне и различные другие народы…

Бросается в глаза то, что северному берегу Балтийского моря противопоставляется восточный берег. Я проверил текст по MGH.

Адам Бременский II, 19(16)

Hunc multae circumsedent nationes, Dani siquidem ac Sueones, quos Notmannos vocamus,et septentrionale litus et omnes in eo insulas tenent. At litus australe Sclavi et aliae diversae incolunt nationes… (MGH_SS_7, p.311)

Вокруг него(Балтийского моря) сидит много народов, ведь даны, а также свеоны, которых мы зовем норманны, владеют и северным берегом, и всеми островами на ней [Балтике]. Тогда как, склавы и другие различные народы населяют южный берег.

На самом деле речь идет о южном береге Балтийского моря. Причем немецкие редакторы не приводят никаких разночтений на слово australis, которое означает «южный».

Меня удивило, откуда Дьяконов мог взять другой перевод, и я проверил текст Эйнхарда «Жизнь Карла Великого». Оказывается, еще в XIX веке был выполнен его перевод, который и выложен на сайте Востлит. Там тоже стоит «восточный». Но в MGH приводится практически совпадающий с Адамом Бременским латинский текст.

Эйнхард, Жизнь Карла Великого,12

Hunc multae circum sedent nationes; Dani siquidem ac Sueones, quos Notmannos vocamus,et septentrionale litus et omnes in eo insulas tenent. At litus australe Sclavi et Aisti, et aliae diversae incolunt nationes… (MGH_SS_2, p.449)

Вокруг него сидит много народов. Ведь даны, а также свеоны, которых мы зовем норманны, владеют и северным берегом, и всеми островами на ней [Балтике]. Тогда как, склавы и эсты, и другие различные народы населяют южный берег.

Как видим, отличие текста Адама Бременского от текста Эйнхарда состоит только в том, что он выпускает этноним Aisti. Возможно, он не понял его.

Таким образом, и в тексте Адама Бременского и в тексте Эйнхарда славяне живут на южном берегу Балтийского моря».



Q.E.D.

Казалось бы, ну как, переводя с латинского, можно перевести australe как «восточный», а не как «южный»? А ларчик на самом деле просто открывается. Austerveg же. Переводчик XIX века не мог не прочитать латинское слово через призму норвежского термина. Его не смущало даже то, что дальше по тексту идет упоминание вильцев, т.е. лютичей, которых ну никак, физически невозможно привязать к восточной Балтике, и хорошо известный поход Карла против них от 789 года, закончившийся в районе реки Пены (современная Пене в Мекленбурге-Передняя Померания, ФРГ), что опять же даже близко не восточный берег Балтийского моря. И вообще, что там этот дремучий средневековый монах мог понимать! Историку-норманисту виднее, что тот монах на самом деле имел в виду. Ну, а современный переводчик... А кто, собственно, уже рискнет пойти против утвердившегося норманистского канона? Кому смелости хватит?

Ну и оттуда же из последнего, о расширительном толковании понятия «норманн» некоторыми средневековыми авторами:

читать дальше

@темы: история, антинорманизм

11:37 

древнерусская археология

House Katsap - We do not jump.
«Культ Перуна у русских (как и других громовержцев у прочих народов) включал в себя обожествление неолитических каменных орудий, или особых ископаемых окаменелых животных (белемнит, или чёртов палец) которые находили иногда во время строительства, или обработки пашни. Считалось, что они появляются там, где в землю ударила молния. Им приписывались различные волшебные качества, в том числе способность исцелять от болезней.

А.С.Уваров находил подобные амулеты в славянских курганах (1871: 31, 93, табл. ХХХ, 20). В 1957 году М.В.Седова опубликовала амулет, найденный в новгородском срубе, из слоя 15 века – неолитический наконечник копья в медном орнаментированном футляре.


Амулет, найденный Седовой

Иван Забелин во второй части своей "Истории русской жизни с древнейших времен" (Москва, 1879) на страницах 510-511 приводит описание этих предметов:

"В старинных Травниках о Перуновом Камне находим следующую повесть. Перун-Камень. А тот камень падает и стреляет сверху от грома; Цветом он разной бывает, а больши красен истинами (?); А он бывает клином на три угла, а иной на осмь и всхожь на копье, с одново тупого конца дырочка манинка в него, а другой конец востер, что копье; а находят их везде и по полям; Он же и громовая стрела называем (...) Такова сила того камня Перуна: когда гром гремит и ты тот камень положь на стол липовой и естли гром велик и безпричины не пройдет и тот камень на столе станет трястись и подыматца, а когда гром утихнет и он перестанет трястись. А когда кто испужаетца грому и положь тот камень в воду и он в воде станет стоять и дрожать и тое воду от испужанья давать пить, а кто не испужен и если его (камень) в воду положишь и он просто ляжет.

Из того камня делать глаз в перстень и носить на руке от всякого видимаго и не видимаго злодея сохранен будешь и если тою рукою захощешь на кого злодея или в дерево ударить и ты выговори сию речь: "как гром бие и разбие и убивае, так и сия моя рука имеющая Перуновый камень разбивае и убивае", и ударь, то все в дребезги разлетитца и рассыплитца. А тою рукой и перстнем бить чародеев добро и возмет, и их ничто не закроет. Того же камня демони боятся, а носящий его не убоится напасти и беды и одолеет сопротивников своих. Аще кто и стрелу громовую с собой носит, тот может всех одолеть силою своею и против его никто не устоит, хотяб сильнее его был, нисколько. И добро сие содержат от обиды и нападения, а с нею в кулачки битца и боротца - одолеешь."

В записанном Н. С. Стромиловым рассказе крестьянина Петра Максимова о "громовых стрелках" сказано что выпаханные после грозы, стрелки передаются из рода в род, "старухи очень берегут их, скачивают с них воду, обрызгивают больной скот и людей и говорят, пособляет от всякой болезни". Свои "стрелки" Максимов отдал, а приобрести другие, такие же, у знахарок, оказалось очень трудно. Расставаться с целебным средством они не хотели. В настоящее время, в частности, на Мсте, подобными каменными стрелами иногда лечат поясничную боль».
#

@темы: археология, интересное, история

18:32 

поклонникам сериала "Викинги" посвящается

House Katsap - We do not jump.
Старый исландский хутор – ряд домиков со стенами из дерновых кирпичиков, дерновыми крышами и дощатыми фасадами – можно ещё увидеть кое-где в Исландии. Но в них уже не живут. Такой хутор похож скорее на кучку землянок, чем на усадьбу. В тесном жилом помещении – так называемой «бадстове» – потолок был в форме двускатной крыши. По обе стороны от срединного прохода стояли нары. Тут проводили зимние дни и вечера обитатели хутора за работой при тусклом свете фитиля, обмакнутого в ворвань. Сидя на нарах, чесали шерсть, пряли или вязали. Закоптелые покатые потолки протекали, и приходилось подставлять корыта под течи. Древесного топлива не было. Приходилось топить рыбьими костями, обмакнутыми в ворвань, трупами чаек и тому подобным. Чтобы сохранить тепло, окошко не открывалось. В помещении было всегда сыро и холодно. Удушливо пахло ворванью и мочой – в старой моче стирали бельё и мылись, так как мыло было неизвестно. В этом же помещении находились овцы и собаки, а часто и больные, например, прокажённые – проказа была обычным явлением.

М.И. Стеблин-Каменский. «Культура Исландии».


И, nota bene, Исландия — это таки уже Высокое Средневековье, а Рагнар и Ко жили намного раньше.

@темы: история

18:53 

вот это находка, так находка!

House Katsap - We do not jump.
Первый за последние тридцать лет меч найден на раскопках в Гнездово.



Семнадцатым будет, если мне память не изменяет. И если, конечно, считать и фрагменты, а не только целые клинки вроде легендарного Людоты)

@темы: история, археология

11:29 

House Katsap - We do not jump.
11:14 

два мира, два этих самых...

House Katsap - We do not jump.
Андрей Ланьков о различии подходов к памяти о японской оккупации на Тайване и в Южной Корее:

«Провёл неделю на Тайване, отчасти по делам, а отчасти, - как турист («сделал дело – гуляй смело», вот я и гулял). Тайвань мне как всегда понравился – «люблю развитые тропики». Но не о том речь.

Однако бросилась в глаза одна интересная особенность Тайваня – то, как там говорят о временах японского правления. Как и Корея, Тайвань был частью японской империи, с 1896 по 1945 г. Причем, колониальная политика и на Тайване и в Корее была достаточно близкой – действовали учреждения с более или менее одинаковыми названиями и функциями, были похожие законы и т.д.

Однако отношение к колониальному прошлому на Тайване удивительным образом отличается от корейского. Оторопь у приехавшего из Кореи человека, например, вызывает то обстоятельство, что в тайваньских городах на мемориальных досках у зданий, построенных в колониальные времена, не только упоминается и о том, какие японские учреждения находились в этих зданиях изначально, но даже говорится о том, как звали японских архитекторов, эти здания спроектировавших. В современном Сеуле невозможно даже представить, что на старом здании, скажем, Сеульского вокзала вдруг появится мемориальная доска, сообщающая, что данное здание «было построено по проекту (предположительно) Цукамото Ясуси (塚本靖), профессора архитектуры Токийского Университета». Если сейчас в Корее упоминается изначальное предназначение немногих сохранившихся зданий колониального периода, то всегда эти упоминания всегда сопровождаются самыми зубодробительными характеристиками – «органы грабежа и насильственной ассимиляции» и т. п. О том, чтобы упомянуть строивших их японских инженеров и архитекторов нельзя и подумать.

Окончательно меня поразил Цзюфень (九份), небольшой поселок на северной оконечности острова. В его когда-то работала крупная шахта. В своё время её собрался посетить во время своей поездки по империи японский наследный принц – будущий император Хирохито (так и не приехал). Для него построили виллу, и эжта вилла принца, максимально отреставриврованная, сейчас самым считается одной из главную достопримечательностей, которую активно показывают туристам (среди таковых, кстати, японцев практически не видно). Представить, что в Корее кто-то будет вообще вспоминать о состоявшемся примерно в то же визите будущего Хирохито в Корею, совершенно невозможно – а тот, кто заикнётся о возможной реставрации чего-либо, к этому визиту построенного, тутже попадёт в национальные предатели, будет забит и правыми, и, особенно, левыми (у последних вообще от такого пена изо ртов пойдёт, что из твоего огнетушителя)».


И далее по ссылке.

@темы: их нравы, история, интересное

23:56 

Еразм, но не Роттердамский

House Katsap - We do not jump.
Так, у нас ведь сегодня День Петра и Февронии? День семьи, любви и верности?) Это замечательно, но мне, пожалуй, хотелось бы вспомнить в этот день и еще одного человека, моего земляка, без которого, в общем-то, сего праздника попросту никогда и не было бы. А именно — автора «Повести о Петре и Февронии», псковского священника и одного из первых русских писателей, Ермолая-Еразма. Да, именно так, через «е», а не «э», как принято переводить имя его старшего современника, знаменитого нидерландского гуманиста.


+++

@темы: история, исторические персоны, заметки на полях, Дом Святой Троицы, Грозное время

15:48 

ну ёперный же театр...

House Katsap - We do not jump.
Дмитрий Долгов, «Осада Пскова»:



Это пиздец, товарищи. Просто пиздец. Ядренейший.

Я не спрашиваю, что мешало аффтару хотя бы на фото посмотреть, что из себя представляет экспозиция в районе Баториева Пролома, бой за который от 8 сентября 1581 г., как я понимаю, и изображен (хотя правильнее, наверное, было бы сказать обезображен) на сем полотнище. Хотя стены (пусть и с адским нарушением масштаба), башни (правда, Крома, а не Окольного города), маячащие вдали купола Троицкого собора (только в том виде, какой он примет после последней своей перестройки спустя... двести лет!) да и доспехи реконструкторов, в которые тут облачены его персонажи, он явно срисовывал именно что с фотографий. Не иначе. Никакими историческими консультантами здесь и близко не пахнет. Иначе б откуда у него в конце XVI века под стенами Пскова взялись крылатые гусары... середины следующего столетия? Млять, да у них даже во время Смуты, спустя тридцать лет после Псковского сидения, было еще всего одно крыло, да и то крепилось к седлу, а не к спине! А уж додуматься до кавалерийской атаки защитников через пролом на поляков... Нет, штурм 8 сентября и в самом деле был тем еще шоу. Но таки дурью там занимались именно что поляки, а не русские. Надо бы, наверное, об этом как-нибудь написать. Но в данном случае аффтару реально должно быть мучительно стыдно за то, что он взялся изображать некое историческое событие, не удосужившись разузнать о нем хотя бы самый минимум информации, хотя бы на уровне статьи в школьном, мать его, учебнике. Я уж молчу о воспоминаниях современников и очевидцев. Перерисовать десяток фоточек и слепить из них коллажик — это, знаете ли, еще не живопись, товарищи современные художники!

@темы: хистори-пикчи, история, идиоты на марше, злости не хватает, вар-хистори, Дом Святой Троицы

09:48 

тролль Иван Васильевич)

House Katsap - We do not jump.
У Виталия Пенского прекрасное:

«С юности своей царь Иоанн Васильевич отличался особым чувством юмора и любил коленца всякие выкидывать. Вот и на этот раз не удержался, пошутил:

«От царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии, в нашу отчину в Великий Новгород, боярину и наместнику нашему князю Дмитрею Федоровичу Палецкому, да дьяком нашим, Федору Сыркову да Казарину Дубровскому. Писал к нам богомолец наш, Пимин архиепискуп, чтоб нам, его для, князя Ивана Буйносова пожаловати, опала своя ему отдати и денег на нем правити не велети. И мы, для богомолца нашего Пимина архиепископа, князя Ивана Буйносова пожаловали, отдали ему двесте рублев. И вы б на князь Иване на Буйносове тех двусот рублев правити не велели, а велели б есте на нем доправити триста рублев. Писан на Москве, лета 7064, октября 25 день».

Одним словом, оказал услугу князиньке Пимен, помог, что и говорить…»


Здесь просто обязан быть арт от Фобс:



7064-й от сотворения — эт, кстати, 1556 год по нынешнему. Год покорения Астраханского ханства. Иоанну только-только стукнуло 26 годков. Но он уже успел завоевать Казань и Астрахань, задать трепку крымчакам и разгромить шведов, которые только-что, минувшим летом, запросили у него мира. На повестке стоял вопрос Ливонской дани...

@темы: история, Грозное время

Складские помещения Утенского замка, Нальшаны.

главная