• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: История (список заголовков)
23:44 

себе на заметку

House Katsap - We do not jump.
Дамы из палеолита:



+++

Только учтите: при всем сходстве с обычным человеком и вполне человеческом уме эти девушки обладали силой гориллы и легко сломали бы вам руку. А вот красиво вышивать крестиком их научить бы у вас не получилось, даже занимаясь с ними с детства - разве что КРУПНЫМ крестиком, да и то бедняжки бы каждый раз мучились, пытаясь вдеть нитку в иголку. Наш вид в процессе эволюции променял силищу на ловкость - наш мозг лучше контролирует работу мышц и приводит в движение лишь отдельные мышечные волокна, тогда как каждый нейрон неандертальца, как и любого другого примата (крупный самец шимпанзе одной рукой поднимает 380 кг, но видели в каком-нибудь ролике, как он неуклюже тыкает в кнопки?) за один раз приводил в движение гораздо больше мышечных волокон. В критической ситуации, когда мозг посылает телу мощнейший импульс, человек разумный тоже способен на удивительные вещи, но у нас случаи наподобие спасающей ребенка матери, перевернувшей автомобиль, входят в легенды; для неандертальца же такие подвиги были повседневностью. Но и в мелкой работе чистокровный неандерталец часто прикладывал больше мышечной силы, чем требовалось, и изготовление вещей, требовавшее точной мелкой моторики, было для него очень сложным. #

@темы: история, интересное, археология

21:25 

порекламирую немного)

House Katsap - We do not jump.
При всем моем крайне критическом отношении к товарищу Жукову, но вот Лобина послушать стоит определенно. В отличие от, Алексей — реально ученый, в полном смысле этого слова, специализирующийся на вопросах, которыми кроме него мало кто (допетровская артиллерия) или же вообще никто (русские рабы на турецких галерах, т.е. как раз тема видео) в отечественной исторической науке не занимается. Ну и наш ведущий специалист по Орше, конечно же. Но это уже за рамками данного видео.



И текстовая версия для тех, кому, как мне, например, удобнее и быстрее читать.

@темы: Бунташный век, видео-лекторий, история

19:41 

анты vs. готы

House Katsap - We do not jump.
«В преданиях многих народов говорится о том, что некогда землю населяли мифические великаны, которым на смену пришли обычные люди, нередко так тот или иной народ осмысляет историю своей борьбы с какими-то древними сильными врагами. Славяне, к примеру, так осмыслили свою борьбу с аварами (Жих 2015). В Повести временных лет пересказано славянское эпическое сказание о войне между аварами и дулебами, в котором авары наделены чертами мифических великанов (ПСРЛ. I: 11-12; ПСРЛ. II: 9). Аналогично и «в старопольской традиции авары-обры наделялись обликом допотопных – доисторических – исполинов» (Петрухин, Раевский 2004: 178). Видимо, в готском эпосе в качестве древних великанов, противников готов, рассматривались славяне.

То, что дело обстояло именно так подтверждают факты, собранные А.Н. Веселовским. Ещё Я. Гримм высказал гипотезу, согласно которой др.-в.-нем, antisc, antrisc, entrisc ‘autiquus, priscus’, а.-сакс. entisс ‘giganteus’ от ent ‘gigas’ и прочие родственные лексемы производны от имени антов (Веселовский 1883: 80). Как пишет Веселовский, образ антов был в немецкой фольклорной традиции обобщен «в народных поверьях, как то случилось с другими отжившими, когда-то славными народами: гуннами у немцев, обрами, чудью, спалами у славян, эллинами у современных греков. Анты явились исполинами, им стали приписывать загадочные древние сооружения (Entiskenweg, entisca geweorc) как у нас курганы нередко носят этнические прозвища… в преданиях является какое-то ‘’антское’’ пещерное племя» (Веселовский 1883: 81).

А.Н. Веселовский приводит несколько соответствующих немецких преданий об антах, в котором они предстают в качестве древнего исчезнувшего народа, подобно славянским обрам или чуди. Вот для примера одно из них: «Предание записано в Тироле. Если пойти из Преграттена (Pregratten. слав. Преграда) в Виндталь (Windthal = долина вендов?), то на разделе вод и племен, баварского и славянского, встретишь так называемую антскую берлогу (das antische Loch), о которой рассказывают следующее: в старые годы жили в Виндтале, в этой берлоге, какие-то люди, редко или никогда не показывавшиеся в долине. Только однажды пришла оттуда девушка-красавица и нанялась в услужение в Преттау. Она была молчалива и никому не говорила о своем роде-племени; говорила только, что в Преттау ей быть не долго, потому что когда появится там вооруженный всадник на белом коне, ей снова надо будет вернуться в свою берлогу. Так рассказывая, она плакала; и, действительно, как скоро появился всадник, девушка исчезла. Из берлоги и теперь еще слышится детский плачь, а на камнях кругом видели нередко пелёнки, сушившиеся на солнце. В песке у берлоги находили крошечные светло-желтые камешки, величиной с горошину и менее; им приписывают целебные свойства: вытягивать из глаз осколки дерева и сор, туда попавший. Говорят, что это окаменевшие слезы Антских людей» (Веселовский 1883: 82).

Таким образом, в германской традиции славяне заняли место древнего народа великанов, сошедшего с исторической сцены. Интересно при этом, что в качестве его обозначения в обиход вошёл один из древних славянских этнонимов, относящийся к рассматриваемой нами эпохе и вышедший с VII в. из оборота. Иордан сообщает о большой войне антов и готов в годы гуннского нашествия (Iord., Get. 246-247; Иордан 2013: 108).

А.Н. Анфертьев по этому поводку отметил: «можно думать, что этноним (анты – М.Ж.) попал на запад в составе готских фольклорно-исторических преданий об остроготско-антском конфликте. Может быть, уже в ранний период её формирования, частично отразившийся у Иордана, анты изображались великанами, победа над которыми была особенно почётна?» (Анфертьев 1994: 159. Комментарий 254).

В рассказе «Повести о переселении готов» о борьбе готов со спалами отразилась готская традиция о древней войне или войнах со славянами на Волыни, в рамках которой противники готов уже начали осмысляться в качестве древнего народа великанов.

Любопытно, что впоследствии, когда в VI в. уже «пражские» славяне осваивали покинутую германцами Волынь, судя по всему, имел место зеркальный процесс. Летописцы отмечают, что древнейшим известным им славянским «племенем» на Волыни были дулебы: «дулеби живяху по Бугу, где ныне велыняне» (ПСРЛ. I: 12-13; ПСРЛ. II: 9). Этот название имеет германскую этимологию. Согласно О.Н. Трубачеву «в слав. *dudlebi скрывается герм. *daud-laiba- с этимологическим значением ‘’наследство умершего, выморочное наследство’’, что хорошо вяжется с раннеисторическим процессом освоения славянами земель, покинутых одно время германскими племенами» (Трубачев 1974: 53). Такой этноним указывает, что славяне, носители пражской культуры, вполне могли воспринимать предшествующих им насельников Волыни, германцев-готов, в качестве древнего вымершего народа».
#

@темы: история, фольклористика

20:17 

ну и да)

House Katsap - We do not jump.
Чтоб вы не думали, что имена и прозвища вроде Упырь да Баба с Дураком — это что-то такое исключительно русское)

Типичное такое благородное древнеримское имя: Quintus Naevius Cordus Sutorius Macro (Квинт Невий Корд Суторий Макрон). Звучное. Помпезное. Тяжеловесное, как сам Pax Romana! И переводится оно как... Пятый с Родимым Пятном Позднорожденный Сапожник Большой.

А вы говорите Чулок. Ушатый...)

@темы: история, занимательная история, хистори-хьюмор

19:55 

если упырь, то лихой!

House Katsap - We do not jump.
Читаю тут на варспоте старенькую уже заметку Пенского про нахождение на Русь Сахиб-Гирея в 1541-м. Бегу себе глазами по тексту и вдруг замечаю, что ни с того ни с сего начинаю хихикать. Останавливаюсь, возвращаюсь к только-что прочитанному абзацу в поисках того, что могло вызвать у меня такую реакцию и... ну, конечно же))

Цитата:

«В перестрелке через реку прошёл день, и к вечеру 30 июля на высоком левом берегу Оки собрались против татарского войска уже практически все полки Д. Ф. Бельского (летописи не называют в числе прибывших только Сторожевой полк воевод князей Ю. И. Темкина Ростовского и В. В. Чулка-Ушатого)».

Ага) Чулок. Еще и ушатый)

Ох уж мне эти древнерусские внецерковные имена и особливо прозвища) И ладно еще, когда в какой-нибудь крестьянской семье сына могли назвать Бесом или там Чертом, а то и вовсе Упырем. И человек потом с этим именем всю жизнь ходил. И даже подписывался под историческими документами, как тот же Упырь, ставший затем священником. Но ведь позднее уже и князь мог остаться в истории как Баба, Телепень, Дурак... Хотя, конечно, то же прозвище Баба — оно исключительно уважительное и на современный русский переводится как «Кувалда», а не в том смысле, что вы подумали. Видимо, кулак у князюшки был размером с хороший такой кувалдометр, вот его и прозвали соответственно. Да и с телепенем и дураком не все так однозначно...

За что князь Василий Васильевич Ушатый из рода князей моложских, Ярославской отрасли дома Рюриковичей, и без того с рождения одаренный более чем звучной фамилией, получил уже личное свое прозвище Чулок, мы, увы, не можем даже догадываться. Ясно только, что к чулкам в современном понимании этого слова оно не имеет никакого отношения. «Чулок» в русском языке того времени это... как бы так сказать... портянка, в общем. Только без того уничижительного значения, что мы вкладываем в этом слово сейчас. Такое же нейтральное, как, скажем, «сапог» или там «шапка». Просто деталь костюма. В том числе и богатого человека. Цари и великие князья тоже эти портянки чулки носили. Из дорогих, к слову, тканей.

В общем, князь как князь. Хихикать тут на самом-то деле особо и не над чем. Служил Василию III, служил в смутное время Вдовствующего царства, служил молодому еще Ивану IV пока не Грозному. Звезд с неба не хватал — в основном всю жизнь проходил во вторых-третьих воеводах, в левых руках да передовых-сторожевых полках. В больших сражениях участия не принимал, потому ни к громким победам ни к столь же громким поражениям остался не причастен. Даже вон, на Оку в 1541-м не поспел. В паре больших походов, было дело, участвовал, но опять же отметиться ничем особенным в них Василию Васильевичу как-то не довелось. И не потому, что пытался и не смог, а... ну не представилось случая и все тут. В придворных интригах того времени так же участия не принимал, потому и лихолетье междуцарствия от Василия III к Ивану IV пережил без потерь, но и без взлетов, хотя именно в этот период, уже почти под самый занавес, получил наконец вожделенный боярский чин. Но скорее просто по выслуге лет, нежели за какие-то особые заслуги перед боярским правительством. То есть обычный такой рядовой, ничем не примечательный служака. Просто князь. Просто воевода. Просто боярин. Просто... чулок ушатый)

@темы: исторические персоны, история

21:02 

о сложностях управления войсками во время оно

House Katsap - We do not jump.
И о том, как эти сложности обратить себе во благо.

Жан Фруассар, "Хроники":

"[...] Как раз в это время туда подоспел со своим знаменем и льежскими воинами младший брат монсеньора Гильома де Байёля, мессир Робер де Байёль. Он велел Жаку де Форви, оруженосцу, державшему его знамя, ехать прямо к месту схватки с криком: " Морьоме"!

К тому времени эннюерцы уже потеряли свое знамя в бою. Однако, увидев полотнище с гербом Морьоме, они вдруг решили, что это знамя их предводителя - монсеньора Байёля и де Морьоме. Ведь гербы братьев очень мало отличались один от другого. [...] Поэтому, эннюерцы начали стягиваться к этому знамени, вовсе не думая, что оно вражеское. Таким образом был довершен их разгром..."


А вот наши. Лаврентиевская летопись, Бой на р. Супое (1136 г.):

"[...] И бишася крепко, но вскоре побегоша половци Олговичь. И погнаша по них Володимерича дружина лучшая, и биша и, женучи много, и воротишася опять на полчище. И не обретоша княжее вои и впадоша Олговичемъ в руце, и тако изъимаша и, держаще стягъ Ярополчи, и яша бояръ много: Давыда Яруновича, тысячьскаго кыевьскаго, и Станислава добраго Тудъковича, и прочих много. И внукъ Володимерь, Василко Маричиниць, убьенъ бысть ту [...]"

И бой Мстислава с галичанами (1153 г.):

"[...] И бысть сеча зла и межю ими смятенье - не ведя хуть, котории суть победили. Изяславъ бо женяшеть галичаны, а галичане Изяславлю дружину и сына его. Изяславу же не ведущю и творящю победившю галичаны. Брат его бежалъ бяшеть, Святополкъ, и с Володимером, и сынъ его Мстиславъ. Тогда же Изяславъ изъима галичьскые мужи, а галичанеизъимаша Изяславле мужи на розгоне. И остася Изяславъ с малою дружиною на полчищи, и постави стягы галичьскые. И поидоша галичане подъ свое стягы, и изъимаша множьство колодникъ [...]"

#

@темы: вар-хистори, история

16:36 

ликбеза псто

House Katsap - We do not jump.


Справедливости ради, Pax Romana все же не был первой попыткой глобализации. Первой мультикультурной мировой империей была держава Ахеменидов, Персия. Новшеством римлян была именно что идея гражданства.

@темы: история, видео-лекторий

19:31 

на заметку

House Katsap - We do not jump.
Курбатов О.А. Организация осадного парка и инженерно-артиллерийского дела русской армии в 1630-1650-х гг. #

В статье рассмотрены особенности осадной артиллерии и инженерного дела во время боевых действий 1630-1650-х гг. На основе сравнения с военным делом Нидерландов, Франции, Англии и Швеции показано влияние европейских идей на основные принципы организации артиллерийского корпуса в России XVII в. Подробно освещены вопросы структуры инженерно-артиллерийских корпусов в Смоленскую войну 1632-1634 гг., межвоенный период 1634-1653 гг. и в походах 1654-1656 гг.

@темы: Бунташный век, Тишайший, вар-хистори, история

18:44 

в копилку

House Katsap - We do not jump.
А. В. Быков «О методах ведения боя в Древней Руси». И в целом весьма любопытно. И отдельно — интересным прочтением эпизода с участием юного Святослава в битве против древлян.



О методах ведения боя в Древней Руси

В военных эпизодах из раннего русского летописания крайне мало подробностей, разъясняющих механику боя. Однако даже анализ тех немногих подробностей, которые имеются в нашем распоряжении, позволяет в общих чертах представить, каким же образом сражались воины Древней Руси.

Так, в 946 г. "Ольга с сыном своим Святославом собра вои много и храбры, и иде на Дерьвьску землю. И изидоша Древляне противу; и снемшимеся обеима полкома на скупь. Суну копьем Святослав на Деревляны и копие лете сквозе оуши коневе и удари в ноги коневи, бе бо детеск"1.

Здесь глагол "сунул" используется в контексте "метнул". Святослав метнул копье с коня в противника, но т.к. он был еще совсем ребенок, копье пролетело между ушей коня. Видимо, метать копье с коня в противника было обычным делом для русских воинов того времени. Именно поэтому Святослав совершает именно это действие, таким образом давая своим воинам сигнал к началу битвы. Прямой эффект от такого действия князя-ребенка, конечно же ничтожен. Об этом и летописец сообщает очень отчетливо. Брошенное ребенком копье, пролетев между ушей коня, упало этому коню под ноги. Такой бросок не мог добавить чести князю, не мог повысить его репутацию. Но ведь ребенок и не смог бы удачно метнуть тяжелое копье. Зачем тогда описывать вообще этот бросок?


+++

@темы: история, вар-хистори

14:29 

пригодится

House Katsap - We do not jump.
Пара недавних заметок от О'л Егъ из закладок в ЖЖ.

Уже старенькое, месячной давности. Попытка отследить по источникам историю московского городового полка в XIV-XV вв.:


#

И совсем свежее. Попытка анализа имеющихся данных о «пешцах» в источниках XI-XV вв.:


#

В последнем случае мне, правда, трудно согласиться со стремлением автора в любом упоминании пешцев видеть в первую очередь спешенных дружинников, по поводу чего у нас и состоялась небольшая дискуссия в комментах. Но в остальном есть, что взять на заметку.

@темы: история, вар-хистори

19:21 

генеалогии псто

House Katsap - We do not jump.
Интерактивная карта брачных связей династии Рюриковичей в Древнерусский период (980-1209 гг.). Составлена при участии Гарвардского Украинского Научно-исследовательского института (Huri).

Но карта, честно говоря, немного странная. Например, почему-то есть стрелочка, указывающая на Булгар и подразумевающая «болгарыню», жену Владимира Красно Солнышко и мать святых Бориса и Глеба, хотя та все же обычно понимается как уроженка Болгарии дунайской, а не Булгарии Волжской. Пусть расположение доставшихся братьям в княжение уделов — Ростов и Муром соответственно — и наводит на определенные мысли... Но это, мягко говоря, не аргумент. Есть и несостоявшийся король Туманного Альбиона Эдуард Изгнанник и его жена, известная как Агата Киевская, хотя то, что она именно киевская, вовсе не доказано. Я уж не говорю про Владимира нашего Мономаха и Гиту Гаральдовну, брак коих тоже... мм... не всеми признается за неоспоримый факт. И т.д. Но при этом почему-то нет, скажем, стрелочки, указующей на Грузию и ведущей к царице Тамаре, чей брак с беспутным сынком Боголюбского Юрием уж всяко никак не гипотетичен, а самый что ни на есть железобетонный факт и в заявленную хронологию вполне себе укладывается. Однако ж вот. Хм.

@темы: карты, история, исторические персоны

15:05 

уточняя Герасимова

House Katsap - We do not jump.
Любопытная статья на КиберЛенинке профессора В.Н. Звягина о результатах медико-криминалистического исследования останков Андрея Боголюбского, проведенных в 2007 г. В значительной мере уточняет, а местами даже и опровергает известные выводы М.М. Герасимова, усмотревшего во внешности Боголюбского монголоидные черты. Самое главное сканами под катом:

+++


Ну и сравнение реконструкций:

по Герасимову, 1939 г.



по Звягину, 2007 г.



Статья интересна так же подробной схемой и описанием обнаруженных на останках князя ран и основанной на них реконструкцией собственно процесса убийства. На всякий случай — зеркало в обычном текстовом формате.

@темы: исторические персоны, история, ссылки

14:36 

в копилку к доводам Седова о славянском происхождении мери

House Katsap - We do not jump.
Между тем, диалекты этой группы, ввиду сугубой архаичности их акцентной системы, не могут быть объяснены как результат вторичного развития какой-либо из известных акцентологических систем, а должны рассматриваться, вероятно, как наиболее раннее ответвление от праславянского; этнос, носитель этого диалекта, представляет, по-видимому, наиболее ранний восточный колонизационный поток славян. Вышесказанное, по-видимому, ставит под сомнение принятую в науке атрибуцию голяди и мерян. Находимые на данных территориях балтские и финские топонимы могут восходить к более ранним насельникам данных ареалов или к языку населения сопредельных территорий. Обращает на себя внимание, что однозначная атрибуция археологами мощинской, а также колочинской и тушемльско-банцеровской культур как балтских в основном опирается на данные топонимики, а рассмотрение браслетообразных незавязанных колец как принадлежности поволжско-финской (мерянской) культуры базируется лишь на убежденности в финском характере населения основной части Волго-Клязьминского междуречья и противоречит тому факту, что финским племенам вообще были несвойственны височные кольца (они являются принадлежностью исключительно славянских племён), а в русских диалектах данной территории практически отсутствуют финно-угорские лексические заимствования.

Дыбо В. А., Замятина Г. И., Николаев C. Л. Основы славянской акцентологии / Ин-т славяноведения и балканистики АН СССР - М.: Наука, 1990 #


Великорусские говоры "литературного типа"
...Доказательством весьма раннего расселения славян на "мерянской" территории и отсутствия достаточно долгого двуязычия является также фактическое отсутствие в говорах Волго-Клязьминского междуречья финно-угорских лексических заимствований - ср. ситуацию на Севере, где в русских говорах широко распространены многочисленные финно-угорские заимствования.


Николаева С. Л. «Раннее диалектное членение и внешние связи восточнославянских диалектов» // «Вопросы языкознания» 1994, № 3. #

По большому счету, единственным серьезным препятствием для признания мери славянским племенным образованием остается лишь прямое указание летописца в его «этнографическом очерке» из вводной части ПВЛ на то, что меря не относится к числу «словѣнескъ языкъ в Руси». Мерю он перечисляет в одном ряду с чудью, весью и т.д. в разделе «се суть инии языцѣ, иже дань дают Руси». С другой стороны, про вятичей и радимичей в этом очерке он тоже не упоминает ни словом. Зато, кстати, отмечает, что у мерян на момент включения их земли в состав протодревнерусского государства была аж два местных княжения — на Ростовском (Ростов?) и Клещином (Плещеево) озерах (Клещин близ будущего Переяславля Залесского?).

@темы: ссылки, история, археология

11:52 

мы от рода русского

House Katsap - We do not jump.
Доказательная база теории «Руотси-Русь» (как ее часто называют) упрощенно такова. Жил-был народ староскандинавов (какой из современных к ним относится и как — пусть будет неизвестно. Это удобнее. Общегерманская языковая группа). Народ сей отличался тем, что при контактах с другими народами этноним свой не раскрывал. А представлялся, ссылаясь на род занятий и оснащенность оборудованием. Так и именовались. «Здравствуйте, мы ротс (róþs=гребля). У нас есть весла. На каждое весло у нас есть по уключине. Это важно. Мы пришли на веслах с территории современной Швеции. На своем родном берегу мы бонды. Вот если бы под парусами и в драккарах, тогда бы мы были викинги, а раз мы не в морских драккарах и идем на веслах, то мы ротс (róþs=гребля). И в последствии мы планируем называться здесь народом ротс (róþs=гребля). Ну, это уже позже десятого века. А сейчас мы немножечко будем вас грабить и убивать». Финны запомнили их название (как тут не запомнить) и передали его словенам, буква в букву: — «руотси — это абсолютно безбашенные парни с психопатической фиксацией на веслах». Словене решили, что гребля – это именно то, что насущно им необходимо, и пригласили ротс на княжение, ведь наличие уключин и умение грести – ключевое требование для руководящего звена того времени. Ну, или были завоеваны, и, разумеется, по той же причине. «В нашем деле что главное? Личная уключина. Держись за нее, и у тебя все будет, в том числе и фофудья! Много фофудьи. Фофудь. Или фофудей. Не ржи, греби давай!».
Вот картина. Прибывает к словенам флот на веслах. По приглашению, или для покорения. Предваряет это примерно следующий диалог, начало которого вам уже известно:
— Здравствуйте, мы ротс (róþs=гребля). У нас есть весла. На каждое весло у нас есть по уключине…
— Так, сразу стоп. Мы это знаем. Вон та сумь и емь говорила нам, что вы руотси, но…
— Оки-доки. Пусть будет руотси. Здравствуйте, мы руотси, у нас есть весла и т.д.
— То, что вы акцентируете внимание на вашей способности передвигаться на веслах по рекам вверх по течению, мы уже себе уяснили. Похвально. Нам все-таки хотелось бы знать главное: какого вы рода? Кто ви есть такие?
— Это неважно, да мы и не скажем, вам достаточно, что мы есть гребцовая дружина, кстати, это будет по-вашему – русь, и мы вами будем управлять. Это наш главный гребец Рюрик, и его два болезненных братца. Они будут вами руководить.
— ОК.
Самое интересное, что, по мнению апологетов теории «Руотси-Русь», это объяснение полностью устроило словен: дальше этого места они в расспросах как будто и не пошли. Чтобы в это поверить, нужно подразумевать словен, полян, и т.д. как нечто обособленное от окружающей ойкумены, словно бы пребывающих в вакууме, подобно известному сферическому коню. И тут вдруг – раз! В вакуум прорывается группа орудующих веслами людей, они именуют себя участниками гребного похода, и это именование становится их этнонимом. Навсегда. П - правдоподобность.
После этого Русью стало именоваться абсолютли еврефинг, что попадало в руки гребцов, даже все народы от ильменя до черного моря. «Смотри, детеск Ингвард, вот это всё вокруг — наша, гребцовая (так они нас называют, а мы им позволяем: дикари-с), земля, и выходит, все разноплеменное людие, живущее на ней, тоже гребцами прозываться должно». Конец цитаты. Вздохнули радостно люди, и нареклись русью. То есть гребцами от рода гребцового. Ведь если выдадут весло, значит и уключина будет, а где уключина — там и дань. А пришлые гребцы с территории современной Швеции поголовно сей же час разом-дружно записались на курсы славянского языка, и, овладев им за одно поколение, отказались от древнескандинавского (в международном договоре 907 года используется словяньский язык), затем отреклись от родных богов и своих отцов, потому как детей стали называть славянскими двусоставными именами. Только бабкам-гребцуньям разрешили оставить на память черепаховидные фибулы. Так это в общих чертах представлялось ученым. Самое интересное, что многим из них так представляется до сих пор.

@темы: ППКС, антинорманизм, история

13:03 

не Версаль, конечно...)

House Katsap - We do not jump.
18:13 

докопались-таки

House Katsap - We do not jump.
Ученые установили, что Новгородский кремль
был заложен на 300 лет раньше, чем считалось до сих пор

Великий Новгород. 30 января. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Московские ученые установили, что первая крепость на территории современного Новгородского кремля (Детинца) была заложена примерно на 300 лет раньше, чем считалось до сих пор.

Заявление об этом на межрегиональной конференции "Новгород и Новгородская земля. История и археология" сделали в совместном докладе сотрудник Института археологии РАН Олег Олейников и сотрудник Института географии РАН Андрей Долгих.

Ранее наиболее распространенной в научных кругах была гипотеза о том, что первые крепостные постройки в Детинце были возведены лишь в XIII веке.

В течение последних лет О. Олейников провел раскопки у двух объектов - Владимирской башни на севере Кремля и Пречистенской арки в центре Детинца. В ходе раскопок археолог, в частности, обнаружил массивные дубовые бревна которые, предположительно, являлись частями конструкций древних городских укреплений.

Возможно, бревна были фрагментами городней (городнями называли фортификационные сооружения славян - срубы, которые засыпались землей - ИФ). Они могли становиться частью крепостной стены между башнями, а могли быть и опорой для возводившихся на них крепостных стен и башен.

О. Олейников предварительно датировал сооружения у Владимирской башни XI веком, а сооружения у Пречистенской арки - X веком. Для уточнения возраста бревен с них были сделаны спилы и отправлены на радиоуглеродные исследования.

Исследования проводились как в РФ, так и за рубежом по самым современным методикам и показали, что сооружения у Пречистенской арки были возведены в 918 году (плюс-минус 41 год) и в 951 году (плюс-минус 27 лет).

Проведенные анализы доказали, что уже во второй-третьей четвертях X века в центре современного Кремля находилось крепостное сооружение славян, являющееся пока древнейшим из известных.

Крепость новгородцы построили во времена Святослава Игоревича, который, согласно летописным источникам, княжил в Великом Новгороде в 945-969 годах, и Владимира I Святославовича (Крестителя), который княжил на новгородской земле в 970-988 годах.

"Здесь тогда уже стоял город, который постепенно расширялся к северу (в направлении нынешней Владимирской башни - ред.)", - сказал О.Олейников.
#

Ага. Вероятно, первое сооружение (918 г. плюс-минус 41 год) — это тот самый Немогард «в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии» из известного сочинения Константина нашего Багрянородного. Назывался ли он тогда уже «Новым городом» — вопрос... А второе (951 г. плюс-минус 27 лет) — это уже реально Новгород времен юного Владимира будущего Солнышка, откуда тот вышел в направлении Полоцка, а затем и Киева.

@темы: история, археология, Новгородский миф

18:16 

и к вопросу об играх

House Katsap - We do not jump.
Сама новость так-то уже давно не сильно свежая — находка была сделана еще летом прошлого года. Но вот фото и клюшек и мяча вместе попались мне только недавно, в материалах по конференции об итогах археологических работ в Новгороде в 2016 году.

В Великом Новгороде найдены клюшки XIV века для игры в мяч


Археологи обнаружили резные деревянные клюшки, похожие на современные клюшки для игры в гольф, на раскопках в Великом Новгороде. Артефакты вместе с фрагментами кожаных мячей найдены в слоях первой половины XIV века, сообщили в среду журналистам в археологическом центре Новгородского музея-заповедника.

"Крайне неожиданно были найдены две клюшки разного размера, они вырезаны из дерева и очень напоминают современные клюшки для гольфа с точки зрения размеров. Эта находка требует определенного осмысления", - сказал сотрудник центра Михаил Петров.

По его словам, рядом были обнаружены также фрагменты кожаных мячей, аналогичных теннисным. Пока ученые мало знают о средневековых играх. "Мы находим части спортинвентаря, но правила нам неизвестны", - отметил Петров.

Принадлежности для разнообразных игр в новгородской земле находят не впервые. Так, в 2014 году на раскопе в слоях XI века в центре Великого Новгорода был найден стеклянный бочонок-игральная шашка. В прошлом году археологи обнаружили резную шахматную фигурку (короля или ферзя) формы, характерной для Западной Европы.
#


Тут, пожалуй, надо уточнить, что использовался этот инвентарь для игры, скорее напоминающей современный хоккей с мячом (игра сама по себе очень древняя) или же крикет, а не гольф.

@темы: археология, Новгородский миф, история

16:41 

шикарный проект от РГАДА

House Katsap - We do not jump.
Геоинформационная система "Чертежи Русского государства XVI-XVII вв."

Лаборатория исторической геоинформатики ИВИ РАН и Российский государственный архив древних актов запустили веб-ГИС "Русские чертежи XVII века", которая открывает интернет-пользователю возможность ознакомиться с оцифрованными изображениями практически всех чертежей, выявленных в РГАДА, и некоторых чертежей из других собраний. Система снабжена инструментарием текстового поиска по данным о чертеже. Кроме того, более 700 чертежей получили привязку на карте, которая и занимает центральное место в веб-ГИС. На карте отображается очень условное положение чертежа относительно местности, а также полигоном очерчена та местность, которую изображение на чертеже "закрывает". Реализована возможность перехода от карты к данным атрибутивной таблицы и к нетрансформированному геокодингом изображению и обратно. Работа над улучшением системы (уточнение описания архивных дел, улучшение качества оцифровки, привязка к карте пока еще не локализованных чертежей и т.д.) ведется постоянно.

Там же еще интересного:

Геоинформационная система "Источники по исторической географии Бежецкого Верха"

@темы: карты, история, Грозное время, Бунташный век

12:37 

мда...

House Katsap - We do not jump.
По дайри тут с подачи товарища Рожина (colonelcassad который) гуляет статья чеченца, который учит русских, как им примиряться или же не примиряться со своим прошлым. Собственно, ссылк:

Гражданская война — великое бедствие.

Может быть во мне сейчас немного говорит националист, при всем моем категорическом неприятии этой идеологии, но, наверное, все-таки человеку с фамилией Садулаев и отчеством Умаралиевич следовало бы быть немного осторожнее в сравнениях и примерах, когда он берется рассуждать за русскую историю. А то получается, уж простите, хуйня полная. И бантик с боку. Ибо, к примеру, Колчаком в усобице Святославичей был вовсе не Ярополк, как смело вещает нам аффтар, а как раз-таки Владимир, будущее Красно Солнышко, Креститель, Святой и все такое прочее, воспользовавшийся для захвата власти в стране иностранной военной поддержкой. И основание «нашего предкового государства» отнюдь не было делом случая и мимолетной прихоти одного единственного человека, то бишь Владимира. Это был результат длительного исторического процесса, запущенного еще задолго до его рождения. И опять же, воплощением этого процесса, вероятно, поначалу был именно что Ярополк, воспитанник княгини Ольги, женатый на христианке и опиравшийся на уже в значительной мере христианизированную к тому времени верхушку киевской знати. А представлявший интересы языческой реакции Владимир напротив на время затормозил неизбежное, попытавшись увести страну в сторону от того пути развития, что в конечном итоге и привел к возникновению России, какой мы имеем ее сейчас. Просто исторический процесс оказался сильнее его.

Но самое интересное тут все же в другом. И не мудрено, что товарищ Умаралиевич этого не знает. Не очень приятно, что этого не знают вроде как русские люди, которые с восторгом постят у себя писанину Умаралиевича. Дело в том, что в 1044 году сын Крестителя Ярослав, к тому времени уже вполне себе Мудрый, а не Хромой, провел эксгумацию останков Ярополка (и среднего их брата Олега Древлянского тоже) и... торжественно перезахоронил его в Десятинной церкви в великокняжеской усыпальнице рядом с Владимиром. Такое вот вполне себе официальное примирение, по аналогии самого аффтара, большевиков и Колчака. Кстати, у Изяслава, одного из старших сыновей Мудрого, примерно в то же время родился первенец, которого отец, и несомненно по совету с Ярославом, назвал... Ярополком. Внезапно, да, товарищ Умаралиевич?

И тут даже можно пойти еще немного дальше. Тот же Ярослав, по молодости и на пути к киевскому столу чуть ли не дословно повторивший путь своего отца, закончил схватку за власть тем, что практически похоронил заживо в порубе, в темнице то бишь, своего младшего брата Судислава. Но что же сделали его сыновья вскоре после смерти отца и установления власти Триумвирата Ярославичей? Они выпустили своего проведшего в заключении почти четверть века дядю из поруба и позволили ему дожить немногие оставшиеся ему дни в монастыре, в Киеве, практически что в тепличных условиях. Причем местом проживания и последующего упокоения несчастного князя стали Георгиевский монастырь и Георгиевский собор, посвященные памяти небесного покровителя... его брата Ярослава, и основанные им буквально на следующий год после того, как Мудрый устранил последнего своего соперника, вот именно его, Судислава, став единоличным правителем Руси! Опять же, своего рода посмертное примирение братьев, тюремщика и его жертвы.

Про нелепость сравнения Кучума с Деникиным как-то уже и говорить не хочется...

Собственно, к чему я все это? Товарищ Умаралиевич, сделайте, пожалуйста, одолжение — засуньте свои советы по историческому примирению себе в жопу. И поглубже, поглубже. Как говорится, не учите бабушку яйца варить. То есть не учите русских, как им примиряться или не примиряться со своей историей. Поверьте, мы как-нибудь разберемся без вас. Разбирались же предыдущую тысячу лет, попутно умудрившись построить государство в пол Евразии и создав одну из выдающихся мировых культур. В то время как ваши предки на дереве в горах... ну, вам лучше знать, чем вы там жили все это время.

Dixi. Националист-мод офф.

@темы: политика внутренняя, история, заметки на полях, бурчательное

17:01 

себе на заметку пользительного

House Katsap - We do not jump.

Складские помещения Утенского замка, Нальшаны.

главная