• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: История (список заголовков)
13:04 

мм... а ведь готовый сюжет для сиквела "Салюта-7")))

House Katsap - We do not jump.
Перед отлетом космонавты проходят множество медицинских процедур. Одна из них — забор секрета предстательной железы, называемый «пробой Васютина». Таково наследие, оставшееся после позорного инцидента на космической станции «Салют-7», только что спасенной от гибели в атмосфере Земли. О неприятной ситуации, в которую попал космонавт Владимир Васютин, рассказывает «Лента.ру». #

@темы: интересное, история

16:27 

ну, с почином

House Katsap - We do not jump.
7 октября в Новгороде была найдена 1101 берестяная грамота. Грамота представляет собой реестр денежного сбора крупной суммы новгородцами XIV века. #


@темы: археология, история, новгородский миф

13:29 

нет, ну граждане...

House Katsap - We do not jump.
12.09.2017 в 22:16
Пишет lightning:

12.09.2017 в 20:38
Пишет Pam Jones:

АЗ, БУКИ, ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ, ДОБРО…
О СМЫСЛЕ ДРЕВНЕГО СЛАВЯНСКОГО АЛФАВИТА

Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро… О смысле древнего славянского алфавита

Как-то задумался о встроенном в древний славянский алфавит. Знаю, что первые буквы звучат примерно как “Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро”. Что перевёл бы на современный русский язык “Я Книгу Знаю, Говорю Доброе…”. Решил поискать в инете, нашёл довольно интересное сообщение на forum.kpe.ru/
"…прочитаем Послание, содержащееся в праславянской Азбуке.
Рассмотрим три первые буквы азбуки – Аз, Буки, Веди.
Азъ – “я”.
Буки (букы) – буквы, письмена.
Веди (веде) – “познал”, совершенное прошедшее время от “ведити” – знать, ведать.
Объединяя акрофонические названия первых трёх букв Азбуки, получаем следующую фразу:
Аз, Буки, Веди – Я знаю буквы.
Объединяются во фразы и все последующие буквы Азбуки:
Глагол – “слово”, причём не только изречённое, но и написанное.
Добро -”достояние, нажитое богатство”.
Есть (есте) – 3-е л. ед. ч. от глагола “быть”.
Глагол добро есте: слово – это достояние.
Живите (вместо второго “и” раньше писалась буква “ять”, произносилось живёте) – повелительное наклонение, множественное число от “жить” – “жить в труде, а не прозябать”.
Зело (передавало сочетание дз = звонкое ц) – “усердно, со рвением”.
Земля – “планета Земля и её обитатели, земляне”.
И -союз “и”.читать дальше9

URL записи

URL записи

Сказочка же с бородой длиннее, чем у Деда Мороза. Причем реально длиннее, так как попросту старше оного Деда. Еще Наше_Фсе по сему поводу писал:

«Буквы, составляющие славенскую азбуку, не представляют никакого смысла. Аз, буки, веди, глаголь, добро etc. суть отдельные слова, выбранные только для начального их звука. У нас Грамматин первый, кажется, вздумал составить апоффегмы из нашей азбуки. Он пишет: “Первоначальное значение букв, вероятно, было следующее: аз бук (или буг!) ведю – т. е. я бога ведаю (!), глаголю: добро есть; живет на земле кто и как, люди мыслит. Наш Он покой, рцу. Слово (logos) твержу...” (и прочая, говорит Грамматин; вероятно, что в прочем не мог уже найти никакого смысла). Как это всё натянуто!..»

Пушкин А. С. Буквы, составляющие славенскую азбуку... // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 томах. Л..1977–1979. Т. 7. 1978. С. 355-356.

@темы: история

15:29 

у войны неженское лицо?

House Katsap - We do not jump.
10.09.2017 в 12:17
Пишет MirrinMinttu:

Новости из старой могилы
В 1889 году, шведский археолог Хьялмар Столпе раскопал в Бирке захоронение времен викингов. Те захоронили вместе с покойником щит, меч, копье, боевой топор, лук и стрелы и двух лошадей. И положили на колени доску, на которой планировались и игрались стратегические военные игры. Сомнений быть не могло - Столпе удалось найти захоронение видного стратега и полководца.



читать дальше

URL записи

@темы: археология, история

18:29 

к вопросу о том, кто кого кормил во время оно

House Katsap - We do not jump.


Если считать уровень производства народного добра и меру его потребления в РСФСР за единицу, то сразу видно:

в Армении производили на каждого человека в 2 раза меньше российского, а «кушали» в 2,5 раза больше;

в Эстонии потребление на душу населения превышало уровень России в 3 раза;

а Грузия жила в 3,5 раза богаче, чем РСФСР и вообще богаче, чем где бы то ни было в Союзе!

Стоит ли удивляться сложившемуся в те годы массовому убеждению о превосходстве всех остальных республик, над «ленивыми и вечно пьяными» русскими? Впрочем, откуда было взяться другим представлениям? Ведь это не прибалты летали в Воронеж за мясом, а Воронеж ездил в Прибалтику за копченой колбасой.

И местные элиты в союзных республиках эти настроения только подогревали.

А когда общий уровень жизни в СССР в конце 1980-х начал снижаться, перестало вдоволь хватать еды, одежды и бытовой техники, у многих «щелкнуло национальное сознание»: хватит кормить чужих! И раз Россия такая бедная, значит там просто не желают и не умеют хорошо работать. Отделяемся!

Простым людям не объяснили, что хуже других республик Россия жила потому, что из каждых трех заработанных ей рублей она лишь два оставляла себе. А третий рубль — отдавала братьям по Союзу.

Все остальные республики (кроме Беларуси, которая на поверку тоже клала в общий котел СССР больше, чем из него черпала) жили во многом за счет этого «третьего русского рубля».

@темы: история, политика

19:02 

норманисты и источники, как это знакомо

House Katsap - We do not jump.
alex-oleyni уже не в первый раз обращает внимание на ма-а-аленькие, но отнюдь немалозначительные подтасовки в переводах источников, что в разное время позволяли и позволяют себе сторонники норманнской теории. Так и в этот раз:

«В переводе И.В. Дьяконова текста Адама Бременского есть одна неточность, на которую я хотел бы обратить внимание всех, кто исследует и цитирует этот текст. Адам Бременский в II, 19(16), описывая Балтийское море, цитирует Эйнхарда и в данном переводе идет следующий текст:

Славянские хроники, М., 2011, С.40

Вокруг него живёт множество народов. Так, даны и шведы, которых мы называем норманнами, владеют северным побережьем и всеми его островами. На восточном берегу живут славяне и различные другие народы…

Бросается в глаза то, что северному берегу Балтийского моря противопоставляется восточный берег. Я проверил текст по MGH.

Адам Бременский II, 19(16)

Hunc multae circumsedent nationes, Dani siquidem ac Sueones, quos Notmannos vocamus,et septentrionale litus et omnes in eo insulas tenent. At litus australe Sclavi et aliae diversae incolunt nationes… (MGH_SS_7, p.311)

Вокруг него(Балтийского моря) сидит много народов, ведь даны, а также свеоны, которых мы зовем норманны, владеют и северным берегом, и всеми островами на ней [Балтике]. Тогда как, склавы и другие различные народы населяют южный берег.

На самом деле речь идет о южном береге Балтийского моря. Причем немецкие редакторы не приводят никаких разночтений на слово australis, которое означает «южный».

Меня удивило, откуда Дьяконов мог взять другой перевод, и я проверил текст Эйнхарда «Жизнь Карла Великого». Оказывается, еще в XIX веке был выполнен его перевод, который и выложен на сайте Востлит. Там тоже стоит «восточный». Но в MGH приводится практически совпадающий с Адамом Бременским латинский текст.

Эйнхард, Жизнь Карла Великого,12

Hunc multae circum sedent nationes; Dani siquidem ac Sueones, quos Notmannos vocamus,et septentrionale litus et omnes in eo insulas tenent. At litus australe Sclavi et Aisti, et aliae diversae incolunt nationes… (MGH_SS_2, p.449)

Вокруг него сидит много народов. Ведь даны, а также свеоны, которых мы зовем норманны, владеют и северным берегом, и всеми островами на ней [Балтике]. Тогда как, склавы и эсты, и другие различные народы населяют южный берег.

Как видим, отличие текста Адама Бременского от текста Эйнхарда состоит только в том, что он выпускает этноним Aisti. Возможно, он не понял его.

Таким образом, и в тексте Адама Бременского и в тексте Эйнхарда славяне живут на южном берегу Балтийского моря».



Q.E.D.

Казалось бы, ну как, переводя с латинского, можно перевести australe как «восточный», а не как «южный»? А ларчик на самом деле просто открывается. Austerveg же. Переводчик XIX века не мог не прочитать латинское слово через призму норвежского термина. Его не смущало даже то, что дальше по тексту идет упоминание вильцев, т.е. лютичей, которых ну никак, физически невозможно привязать к восточной Балтике, и хорошо известный поход Карла против них от 789 года, закончившийся в районе реки Пены (современная Пене в Мекленбурге-Передняя Померания, ФРГ), что опять же даже близко не восточный берег Балтийского моря. И вообще, что там этот дремучий средневековый монах мог понимать! Историку-норманисту виднее, что тот монах на самом деле имел в виду. Ну, а современный переводчик... А кто, собственно, уже рискнет пойти против утвердившегося норманистского канона? Кому смелости хватит?

Ну и оттуда же из последнего, о расширительном толковании понятия «норманн» некоторыми средневековыми авторами:

читать дальше

@темы: история, антинорманизм

11:37 

древнерусская археология

House Katsap - We do not jump.
«Культ Перуна у русских (как и других громовержцев у прочих народов) включал в себя обожествление неолитических каменных орудий, или особых ископаемых окаменелых животных (белемнит, или чёртов палец) которые находили иногда во время строительства, или обработки пашни. Считалось, что они появляются там, где в землю ударила молния. Им приписывались различные волшебные качества, в том числе способность исцелять от болезней.

А.С.Уваров находил подобные амулеты в славянских курганах (1871: 31, 93, табл. ХХХ, 20). В 1957 году М.В.Седова опубликовала амулет, найденный в новгородском срубе, из слоя 15 века – неолитический наконечник копья в медном орнаментированном футляре.


Амулет, найденный Седовой

Иван Забелин во второй части своей "Истории русской жизни с древнейших времен" (Москва, 1879) на страницах 510-511 приводит описание этих предметов:

"В старинных Травниках о Перуновом Камне находим следующую повесть. Перун-Камень. А тот камень падает и стреляет сверху от грома; Цветом он разной бывает, а больши красен истинами (?); А он бывает клином на три угла, а иной на осмь и всхожь на копье, с одново тупого конца дырочка манинка в него, а другой конец востер, что копье; а находят их везде и по полям; Он же и громовая стрела называем (...) Такова сила того камня Перуна: когда гром гремит и ты тот камень положь на стол липовой и естли гром велик и безпричины не пройдет и тот камень на столе станет трястись и подыматца, а когда гром утихнет и он перестанет трястись. А когда кто испужаетца грому и положь тот камень в воду и он в воде станет стоять и дрожать и тое воду от испужанья давать пить, а кто не испужен и если его (камень) в воду положишь и он просто ляжет.

Из того камня делать глаз в перстень и носить на руке от всякого видимаго и не видимаго злодея сохранен будешь и если тою рукою захощешь на кого злодея или в дерево ударить и ты выговори сию речь: "как гром бие и разбие и убивае, так и сия моя рука имеющая Перуновый камень разбивае и убивае", и ударь, то все в дребезги разлетитца и рассыплитца. А тою рукой и перстнем бить чародеев добро и возмет, и их ничто не закроет. Того же камня демони боятся, а носящий его не убоится напасти и беды и одолеет сопротивников своих. Аще кто и стрелу громовую с собой носит, тот может всех одолеть силою своею и против его никто не устоит, хотяб сильнее его был, нисколько. И добро сие содержат от обиды и нападения, а с нею в кулачки битца и боротца - одолеешь."

В записанном Н. С. Стромиловым рассказе крестьянина Петра Максимова о "громовых стрелках" сказано что выпаханные после грозы, стрелки передаются из рода в род, "старухи очень берегут их, скачивают с них воду, обрызгивают больной скот и людей и говорят, пособляет от всякой болезни". Свои "стрелки" Максимов отдал, а приобрести другие, такие же, у знахарок, оказалось очень трудно. Расставаться с целебным средством они не хотели. В настоящее время, в частности, на Мсте, подобными каменными стрелами иногда лечат поясничную боль».
#

@темы: археология, интересное, история

18:32 

поклонникам сериала "Викинги" посвящается

House Katsap - We do not jump.
Старый исландский хутор – ряд домиков со стенами из дерновых кирпичиков, дерновыми крышами и дощатыми фасадами – можно ещё увидеть кое-где в Исландии. Но в них уже не живут. Такой хутор похож скорее на кучку землянок, чем на усадьбу. В тесном жилом помещении – так называемой «бадстове» – потолок был в форме двускатной крыши. По обе стороны от срединного прохода стояли нары. Тут проводили зимние дни и вечера обитатели хутора за работой при тусклом свете фитиля, обмакнутого в ворвань. Сидя на нарах, чесали шерсть, пряли или вязали. Закоптелые покатые потолки протекали, и приходилось подставлять корыта под течи. Древесного топлива не было. Приходилось топить рыбьими костями, обмакнутыми в ворвань, трупами чаек и тому подобным. Чтобы сохранить тепло, окошко не открывалось. В помещении было всегда сыро и холодно. Удушливо пахло ворванью и мочой – в старой моче стирали бельё и мылись, так как мыло было неизвестно. В этом же помещении находились овцы и собаки, а часто и больные, например, прокажённые – проказа была обычным явлением.

М.И. Стеблин-Каменский. «Культура Исландии».


И, nota bene, Исландия — это таки уже Высокое Средневековье, а Рагнар и Ко жили намного раньше.

@темы: история

18:53 

вот это находка, так находка!

House Katsap - We do not jump.
Первый за последние тридцать лет меч найден на раскопках в Гнездово.



Семнадцатым будет, если мне память не изменяет. И если, конечно, считать и фрагменты, а не только целые клинки вроде легендарного Людоты)

@темы: история, археология

11:29 

House Katsap - We do not jump.
11:14 

два мира, два этих самых...

House Katsap - We do not jump.
Андрей Ланьков о различии подходов к памяти о японской оккупации на Тайване и в Южной Корее:

«Провёл неделю на Тайване, отчасти по делам, а отчасти, - как турист («сделал дело – гуляй смело», вот я и гулял). Тайвань мне как всегда понравился – «люблю развитые тропики». Но не о том речь.

Однако бросилась в глаза одна интересная особенность Тайваня – то, как там говорят о временах японского правления. Как и Корея, Тайвань был частью японской империи, с 1896 по 1945 г. Причем, колониальная политика и на Тайване и в Корее была достаточно близкой – действовали учреждения с более или менее одинаковыми названиями и функциями, были похожие законы и т.д.

Однако отношение к колониальному прошлому на Тайване удивительным образом отличается от корейского. Оторопь у приехавшего из Кореи человека, например, вызывает то обстоятельство, что в тайваньских городах на мемориальных досках у зданий, построенных в колониальные времена, не только упоминается и о том, какие японские учреждения находились в этих зданиях изначально, но даже говорится о том, как звали японских архитекторов, эти здания спроектировавших. В современном Сеуле невозможно даже представить, что на старом здании, скажем, Сеульского вокзала вдруг появится мемориальная доска, сообщающая, что данное здание «было построено по проекту (предположительно) Цукамото Ясуси (塚本靖), профессора архитектуры Токийского Университета». Если сейчас в Корее упоминается изначальное предназначение немногих сохранившихся зданий колониального периода, то всегда эти упоминания всегда сопровождаются самыми зубодробительными характеристиками – «органы грабежа и насильственной ассимиляции» и т. п. О том, чтобы упомянуть строивших их японских инженеров и архитекторов нельзя и подумать.

Окончательно меня поразил Цзюфень (九份), небольшой поселок на северной оконечности острова. В его когда-то работала крупная шахта. В своё время её собрался посетить во время своей поездки по империи японский наследный принц – будущий император Хирохито (так и не приехал). Для него построили виллу, и эжта вилла принца, максимально отреставриврованная, сейчас самым считается одной из главную достопримечательностей, которую активно показывают туристам (среди таковых, кстати, японцев практически не видно). Представить, что в Корее кто-то будет вообще вспоминать о состоявшемся примерно в то же визите будущего Хирохито в Корею, совершенно невозможно – а тот, кто заикнётся о возможной реставрации чего-либо, к этому визиту построенного, тутже попадёт в национальные предатели, будет забит и правыми, и, особенно, левыми (у последних вообще от такого пена изо ртов пойдёт, что из твоего огнетушителя)».


И далее по ссылке.

@темы: их нравы, история, интересное

23:56 

Еразм, но не Роттердамский

House Katsap - We do not jump.
Так, у нас ведь сегодня День Петра и Февронии? День семьи, любви и верности?) Это замечательно, но мне, пожалуй, хотелось бы вспомнить в этот день и еще одного человека, моего земляка, без которого, в общем-то, сего праздника попросту никогда и не было бы. А именно — автора «Повести о Петре и Февронии», псковского священника и одного из первых русских писателей, Ермолая-Еразма. Да, именно так, через «е», а не «э», как принято переводить имя его старшего современника, знаменитого нидерландского гуманиста.


+++

@темы: история, исторические персоны, заметки на полях, Дом Святой Троицы, Грозное время

15:48 

ну ёперный же театр...

House Katsap - We do not jump.
Дмитрий Долгов, «Осада Пскова»:



Это пиздец, товарищи. Просто пиздец. Ядренейший.

Я не спрашиваю, что мешало аффтару хотя бы на фото посмотреть, что из себя представляет экспозиция в районе Баториева Пролома, бой за который от 8 сентября 1581 г., как я понимаю, и изображен (хотя правильнее, наверное, было бы сказать обезображен) на сем полотнище. Хотя стены (пусть и с адским нарушением масштаба), башни (правда, Крома, а не Окольного города), маячащие вдали купола Троицкого собора (только в том виде, какой он примет после последней своей перестройки спустя... двести лет!) да и доспехи реконструкторов, в которые тут облачены его персонажи, он явно срисовывал именно что с фотографий. Не иначе. Никакими историческими консультантами здесь и близко не пахнет. Иначе б откуда у него в конце XVI века под стенами Пскова взялись крылатые гусары... середины следующего столетия? Млять, да у них даже во время Смуты, спустя тридцать лет после Псковского сидения, было еще всего одно крыло, да и то крепилось к седлу, а не к спине! А уж додуматься до кавалерийской атаки защитников через пролом на поляков... Нет, штурм 8 сентября и в самом деле был тем еще шоу. Но таки дурью там занимались именно что поляки, а не русские. Надо бы, наверное, об этом как-нибудь написать. Но в данном случае аффтару реально должно быть мучительно стыдно за то, что он взялся изображать некое историческое событие, не удосужившись разузнать о нем хотя бы самый минимум информации, хотя бы на уровне статьи в школьном, мать его, учебнике. Я уж молчу о воспоминаниях современников и очевидцев. Перерисовать десяток фоточек и слепить из них коллажик — это, знаете ли, еще не живопись, товарищи современные художники!

@темы: хистори-пикчи, история, идиоты на марше, злости не хватает, вар-хистори, Дом Святой Троицы

09:48 

тролль Иван Васильевич)

House Katsap - We do not jump.
У Виталия Пенского прекрасное:

«С юности своей царь Иоанн Васильевич отличался особым чувством юмора и любил коленца всякие выкидывать. Вот и на этот раз не удержался, пошутил:

«От царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии, в нашу отчину в Великий Новгород, боярину и наместнику нашему князю Дмитрею Федоровичу Палецкому, да дьяком нашим, Федору Сыркову да Казарину Дубровскому. Писал к нам богомолец наш, Пимин архиепискуп, чтоб нам, его для, князя Ивана Буйносова пожаловати, опала своя ему отдати и денег на нем правити не велети. И мы, для богомолца нашего Пимина архиепископа, князя Ивана Буйносова пожаловали, отдали ему двесте рублев. И вы б на князь Иване на Буйносове тех двусот рублев правити не велели, а велели б есте на нем доправити триста рублев. Писан на Москве, лета 7064, октября 25 день».

Одним словом, оказал услугу князиньке Пимен, помог, что и говорить…»


Здесь просто обязан быть арт от Фобс:



7064-й от сотворения — эт, кстати, 1556 год по нынешнему. Год покорения Астраханского ханства. Иоанну только-только стукнуло 26 годков. Но он уже успел завоевать Казань и Астрахань, задать трепку крымчакам и разгромить шведов, которые только-что, минувшим летом, запросили у него мира. На повестке стоял вопрос Ливонской дани...

@темы: история, Грозное время

09:40 

тролль Иван Васильевич)

House Katsap - We do not jump.
У Виталия Пенского прекрасное:

«С юности своей царь Иоанн Васильевич отличался особым чувством юмора и любил коленца всякие выкидывать. Вот и на этот раз не удержался, пошутил:

«От царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии, в нашу отчину в Великий Новгород, боярину и наместнику нашему князю Дмитрею Федоровичу Палецкому, да дьяком нашим, Федору Сыркову да Казарину Дубровскому. Писал к нам богомолец наш, Пимин архиепискуп, чтоб нам, его для, князя Ивана Буйносова пожаловати, опала своя ему отдати и денег на нем правити не велети. И мы, для богомолца нашего Пимина архиепископа, князя Ивана Буйносова пожаловали, отдали ему двесте рублев. И вы б на князь Иване на Буйносове тех двусот рублев правити не велели, а велели б есте на нем доправити триста рублев. Писан на Москве, лета 7064, октября 25 день».

Одним словом, оказал услугу князиньке Пимен, помог, что и говорить…»


Здесь просто обязан быть арт от Фобс:



7064 от сотворения — эт, кстати, 1556 год по нынешнему. Год покорения Астраханского ханства. Иоанну только-только стукнуло 26 годков. Но он уже успел завоевать Казань и Астрахань, задать трепку крымчакам и разгромить шведов, которые только-что, минувшим летом, запросили у него мира. На повестке стоял вопрос Ливонской дани...

@темы: Грозное время, история

09:24 

House Katsap - We do not jump.
В продолжение темы:


@темы: история, видео-лекторий

18:44 

"я умер, но я всё слышу и уже извещен о победе нашей" (с) или попов сын, урус-шайтан

House Katsap - We do not jump.
Утащенно у mactx3b.

Что надо знать о Котляревском


"Бич Кавказа", "Генерал-метеор", "Кавказский колдун". Это один человек — Котляревский Пётр Степанович.

- Одинаково талантлив как военный тактик и дипломат.
- Привел земли нынешнего Азербайджана под руку Российской Империи, отвоевав их у Персии и Турции. Если бы не он, то не было бы никаких Азербайджанов, Грузий и Армений. От слова "вообще".
- Блестящий стратег и тактик боя. Его конек - детальное планирование, внезапный штурм и активные действия ночью.
- Обладал даром маскировки вообще и маскирования намерений в частности. Прекрасно "видел" театр военных действий, что всегда с выгодой использовал.
- Накануне и в тяжелое время войны с Наполеоном, именно блестящие действия Котляревского на Кавказе не позволили открыть полноценный "второй фронт" Персам и Туркам, поддерживаемых британскими советниками.
- Троллил персов под ником "Кавказский колдун", который они сами ему с перепуга и дали.
- Воспет Пушкиным и Домонтовичем.

Это вкратце. Теперь по порядку. (Букв много, пытался сократить, но получилось все равно много.)


+++

@темы: вар-хистори, исторические персоны, история

15:59 

успешное млекопитающее!))

House Katsap - We do not jump.
Любопытная статья о времени и месте одомашнивания кошек и путях их распространения за пределы первоначального ареала обитания по данным последних палеогенетических исследований:

Палеогенетика помогла выяснить происхождение домашних кошек

«Анализ фрагментов митохондриальной и ядерной ДНК 352 древних кошек подтвердил, что домашние кошки происходят только от одного из подвидов дикого кота Felis silvestris, а именно от африканского, или степного кота F. s. lybica, чей ареал охватывает северную Африку и юго-западную Азию. Одомашнивание началось еще в неолите и шло параллельно на Ближнем Востоке и в Египте, поэтому большинство современных домашних кошек принадлежит либо к египетским, либо к ближневосточным митохондриальным линиям. Широкое расселение домашних кошек по Старому Свету началось в античный период и ускорилось в Средние века. По-видимому, изначально люди отбирали кошек только по поведенческим признакам, а гены, влияющие на внешний вид, стали подвергаться отбору лишь в последние несколько столетий». #

Но особенно мне понравился один пассаж в самом начале:

«Домашняя кошка — одно из самых эволюционно успешных млекопитающих, заселившее весь мир благодаря способности манипулировать эмоциями и поведением приматов, считающих себя доминирующим видом на этой планете».

Ну, а, собственно, что тут еще скажешь?) Все так и есть)) Как примат подтверждаю!


@темы: котэ, история, интересное, геногеография, археология

12:16 

а стройбат у них - вообще звери, им даже автоматы не выдают (с)

House Katsap - We do not jump.
В продолжение темы пехоты Московского государства неплохой обзорный материал (ч. 1, ч. 2) от того же автора oleggg888 по вопросу об использовании русской армией полевых укреплений, начиная со Средних веков и заканчивая Смутой, когда, якобы, иностранные специалисты и обучили диких московитов сей военной премудрости.

"Острожки" Михаила Скопина и "фризские кобылы".

С именем Михаила Скопина Шуйского связывают «тактику острожков». При этом существует представление, что «острожки» научили делать шведы «по голландской модели». Основанием этого является записи в дневнике гетмана Жолкевского: «Под Москвою… Скопин очень теснил наших, построением укреплений отрезал им привоз съестных припасов, а в особенности тем, кои с Сапегою стояли под Троицею; они несколько раз покушались под Колязиным Монастырем и подле Александровской слободы, но, прикрываемый укреплением, Скопин отражал их, избегая сражения, и стеснял их новыми укреплениями. Укрепления сии были наподобие отдельных укреплений или замков, каковой хитрости Москвитян научил Шум (Христиерн Сомме)» (Рукопись Жолкевского//Львовская летопись. Русские летописи Т. 4. Рязань 1999, с. 577). В дневнике похода польского короля на Смоленск от 14 декабря 1609 г. запись: «Дано знать послам, что Скопин Шуйский с большими силами идет к Троице, что он уже вышел из Александровской слободы и находится в полуторы мили от Троицы, где все войско Димитрия находится при Сапеге в лагере. Этот Скопин, где только ему приходится сражаться, везде строит, как Нидерландцы, крепости.». Но сразу следует отметить, что это не два источника – это отображение представлений, сформировавшихся в королевском лагере под Смоленском. Примечательно, что в дневниках поляков – непосредственных участников противостояния с войсками Скопина ничего подобного не говорится. Как и не говорится в иных многочисленных источниках о Смуте.

Что говорят сами шведы? (Юхан Видекинд. История шведско-московитской войны XVII века. М. Российская Академия Наук. 2000)? «Христиерн Сомме обучает московитов. У него там ни дня не проходило даром: московитских воинов, имевших хорошее вооружение, но пока необученных и неопытных, он в лагерной обстановке заставлял делать упражнения по бельгийскому (нидерландскому) способу: учил в походе и в строю соблюдать ряды на установленных равных расстояниях, направлять, как должно, копья, действовать мечом, стрелять и беречься выстрелов; показывал, как надо подводить орудия и всходить на вал» (с. 80). О том, чтобы он учил строить укрепления не говорится. Далее сравниваются шведы Делагарди и русские Скопина: «В то время никого не было опытнее их двоих в военном деле: второй отличался осторожностью в своих планах, отлично умел укреплять лагерь и строить перед ним частоколы из острых кольев, которых для этого он возил с собой 2 тысячи; первый, человек дальновидный и неутомимый в деле, весьма требовательный в дисциплине, вел с собой хорошо обученных воинов, пользуясь, когда нужно, для помощи в битве и холодами своего севера» (с. 95). О стратегии острожков против Сапеги сказано: «Якоб и Скопин, считая нужным воспользоваться случаем и обеспечить дальнейшие успехи, устроили по всем скрещениям путей и дорогам, по которым доставляли провиант во вражеский лагерь, заграждения из кольев и рвов.» (с. 87).

Мархоцкий, описывая сражение под Калязином, говорит: «Подойдя к Калягину, мы увидели, что московское войско переправляется на другую сторону Волги. Москвитяне действовали хитро, заранее поставив на той стороне городок, к которому и переправлялись. Встав в городке, они далеко к нам не выходили, а разместили свое войско между городком и выставленным перед ним частоколом». В дневнике Будзилы при описании этого сражения укрепления русских названы «штакетами» (sztakiety) (Русская историческая библиотека. Т. 1. СПб. 1872. С. 159), что дает параллель с голландский stok или springstok – полупика для сбора рогаток. А при описании боя у Александровой слободы говорит «штакетники и кобылины», что конкретно означает рогатки. В Новом летописце русские укрепления в этом сражении названы надолбами.

Рогатки были известны ещё в римские времена. В конце 16 в. в Голландии появился усовершенствованный вариант рогаток (фризская кобыла или испанский всадник), собираемый из полупик. Впервые они были применены при осаде Гронингена в 1594 г. для защиты от испанской кавалерии. В 1600 г. вышел наказ о том, что каждый мушкетер должен был иметь springstok. Голландская армия использовала стратегию опоры на укрепленные лагеря, крепости и блокгаузы, избегая сражений. В 1602 г. шведская армия применила рогатки под Ревелем, остановив атаку гусар. До конца 17 в. из западноевропейских армий фактически только шведы использовали рогатки в полевом бою (в войнах с поляками), а до 2-й пол. 17 в. рогатки не перетаскивали по полю боя (видимо из-за недостаточной мобильности).

Напрашивается вывод о том, что от шведов рогатки из полупик были переняты в России ещё в начале 17 в. Однако полупики были переняты только в 1630-е гг. Случись это при Скопине, то у Видекинда это было бы отражено, или было бы отражено иными источниками (как есть данные по использованию длинных пехотных копий в 1611 г.).

Благодаря Лицевому своду, можно узнать, что в середине 16 в. понималось под «острогом».




Это изображение наиболее известно, благодаря статье Марголина «Вооружение стрелецкого войска». Это 1554 г., период черемиских войн. «арские люди» и стрельцы сделали остроги и отбились в них от вторгнувшихся в Арскую землю «луговых людей». Явно просматривается рогатка.

+++

@темы: история, вар-хистори, Смута, Грозное время

16:24 

Двуреченский vs. критика

House Katsap - We do not jump.
Цикл лекций Олега Двуреченского по пехоте Московского государства XVI-XVII вв.:



+4

И под катом — немного критики от oleggg888 #, в основном по последним двум видео, касаемо происхождения бердыша и места и роли стрелецкого войска в военной машине русского государства. Отдельно хотелось бы подписаться под словами о том, что в силу особенностей театра военных действий и исторически-сложившейся специфики (да-да, пресловутая «ориентализация») развитие пехоты в России на рубеже Средневековья и Нового времени шло в принципиально иных условиях, нежели в Западной Европе, и привело в итоге к возникновению совершенно отличных от западноевропейских механизмов взаимодействия пехоты и кавалерии на поле боя. Во многом, стоит отметить, предвосхитивших развитие пехоты эпохи Модерна вообще. Внедрение в XVII веке в русской армии пикенеров по европейскому образцу было скорее шагом назад, нежели попыткой догнать ушедших вперед в развитии военного дела конкурентов. Нововведение оказалось не только чуждым, но и практически полностью бесполезным и вполне предсказуемо не прижилось, не смотря на все усилия очарованных заморскими военными наставлениями теоретиков из самых верхов, включая и царя-батюшку, и усилия заезжих военспецов. Так что любые сравнения стрельцов с мушкетерами ли Западной Европы или европейской пехотой вообще (мушкетеры+пикенеры в тех или иных соотношениях, в зависимости от периода) в плане выяснения, у кого длиннее, в принципе лишены какого-либо смысла. Это просто-напросто разные инструменты, созданные для решения разных задач в разных условиях. И лишь к концу XVII — началу XVIII вв., когда характер ведения боевых действий принял примерно одинаковый вид для всей Европы, включая и Восточную, можно наконец доставать из штанов былинный писькометр и начинать...)

+++

@темы: Грозное время, Бунташный век, история, видео-лекторий, вар-хистори, Тишайший

Складские помещения Утенского замка, Нальшаны.

главная