
Достаточно общеизвестно, что классические, так хорошо всем знакомые по различным иллюстрациям и художественным фильмам, крылья польских (как наиболее широко разрекламированных) крылатых гусар ведут свое происхождение от крылатых же гусарских щитов:


Турецкий всадник дели. Гравюра Мельхиора Лорха, 1576 г.

«Венский кодекс» (Codex Vindobonensis), около 1590 г. Граничары ("Grenizer"). Что характерно - точно так же всего полтора-два века спустя назывались и пограничные части империи Габсбургов, формировавшиеся из южных славян и несшие службу по охране границ от турецких набегов.
Сходство, безусловно, несомненно. Достаточно сравнить, к примеру, вот это изображение дели:
И герольда польского посольства в Риме с гравюры венецианского художника Томмазо Долабеллы (1633 г.):

Однако, зачастую почему-то забывается тот факт, что первые подобные изображения турецких дели восходят к альбому французского художника и картографа Николя Николая (Nicolas de Nicolay), совершившего в 1551 г. поездку в Стамбул, а в 1567 г. издавшего снабженный многочисленными гравюрами отчет об этом своем путешествии. При том, что первые упоминания о звериных шкурах и крыльях применительно к венгерским и польским гусарам относятся практически к тому же самому времени - середине XVI века. То есть турецкие дели и европейские гусары оказываются современниками, а отнюдь не прародителями и преемниками друг друга.


Гравюры Николя Николая.
Забывается и то, что на гравюрах изображен встреченный Николя серб, в беседе с французом достаточно подробно объяснивший как предназначение перьев на щите и головном уборе (внушение страха врагу, запугивание) так и рассказавший о связанной с ними традиции своего народа, согласно которой эти украшения может носить лишь храбрейший воин, заслуживший такое право в бою.
Таким образом, происхождение гусарских крыльев (как, впрочем, и самого термина "гусар" от поздневизантийского "chosariori" - легкая конница, опять же набиравшаяся из балканских славян) имеет сугубо местное, европейское, точнее даже славянское происхождение. И здесь вряд ли можно однозначно говорить о заимствовании чего-либо у кого-либо. Скорее речь идет о традиции, возникшей на стыке двух культур - европейской и азиатской, турецкой. В среде легкой кавалерии Венгрии и Османской империи, имевшей практически идентичный национальный состав. И вот именно механизм ее возникновения особенно интересен.
Одним из первых прообразов будущих гусарских крыльев можно считать декоративные крылья, венчавшие головной убор дели Синана с турецкой миниатюры 1526 г., изображающей его поединок с венгерским рыцарем Евгением:

Украшенных перьями щитов, а тем паче закрепленных за спиною или же у седла крыльев, мы здесь пока еще не видим. Зато стоит обратить внимание на сами щиты, используемые поединщиками. Абсолютно идентичные, кстати. И сравнить их со щитами польских гусар (сербов) с фрагмента картины 1520 г., на которой представлена битва под Оршей (1514):
Или, скажем, с еще одной гравюрой Мельхиора Лорха, изображающей турецкого спахия конца XVI века:

Здесь, кстати, мы уже наблюдаем и специфическое украшение, венчающее щит всадника. Подробнее о подобном - смотрим ниже.
Полагаю, именно в форме щитов во многом и следует искать истоки крылатых украшений гусарии. По-крайней мере, их наспинных крыльев. Щит подобной формы с характерным приподнятым левым верхним краем, предназначенным для защиты шеи в маневренном бою с легкой конницей от сабельного удара сзади, принято называть венгерский тарч:



Венгерский тарч ок 1500 г.


Это разновидность общеевропейского щита (тарча) позднего Средневековья, возникшая и получившая наибольшее распространение в Венгрии и прилегающих регоинах. В своей более поздней и сглаженной форме он и сам несколько напоминает растущее буквально от плеча всадника крыло, и, собственно, немецкое название этого типа щита (flügeltartsche) так и переводится - "щит-крыло":
Музей Метрополитен в Нью-Йорке.
И здесь нельзя не вспомнить о бытовавшей в Венгрии того времени турнирной традиции, согласно которой победа в поединке засчитывалась тому, кому удавалось сбить перья, закрепленные на заостренном верхнем конце щита (смотрим вновь представленную выше гравюру Орха с турецким спахием) и/или на шлеме противника. Сама по себе она явно восходила к более ранней европейской турнирной традиции, а перья на щите и шлеме служили заменой нашлемных клейнодов (нем. - helmkleinod, cimier, фр. - lambreguin) - крепившихся на рыцарском шлеме украшений в виде объемных гербовых фигур, сбитие которых так же означало победу в схватке. И одной из форм коих, помимо всяческих рогов, человеческих и звериных голов, и т.д., являлись пучок перьев и птичьи крылья.
Вот тут мы невольно вновь возвращаемся к рассказу встреченного французским путешественником серба, служившего в турецкой армии в качестве всадника-дели. К его словам о том, что право на ношение крыльев (а сам он носил их как на головном уборе, так и на щите) имеют лишь храбрейшие воины, заслужившие его в бою. Очень похоже на то, что обычай этот происходит от приведенного выше турнирного правила. Именно позаимствованные простыми венгерскими гусарами и их собратьями на турецкой службе у знатных европейских рыцарей, только лишь и имевших право носить настоящие хельмклейноды, гербовые перья и крылья на шлеме и превратились в диковинные нашлемные украшения дели и гусар. А перекочевавшие со шлема на верхний край щита-крыло пучки перьев, срубание которых во время турнира обозначало достигший цели удар саблей по шее, а демонстративное ношение вне турнира говорило о том, что их обладатель остался непобежденным, со временем превратились в декоративное крыло, покрывшее собою весь щит, и без того старательно подгоняемый под имитацию птичьего крыла. А затем уж, по мере утяжеления гусарских доспехов (первоначально, как, например, мы видим на картине, изображающей битву под Оршей, они зачастую вообще не носили доспехов) и, соответственно, возникновения необходимости в освобождении левой руки для более удобного управления лошадью, и вовсе переместившееся за спину всадника или на спинку седла.
@темы: история, заметки на полях, Речь Посполитая, хистори-фото, хистори-пикчи, Порта, вар-хистори
есть мнение, что с утяжелением доспехов не столько возникла необходимость в освобождении левой руки, она была всегда, сколько снизилась необходимость щита как такового. То, от чего мог защитить щит, в большинстве случаев могли выдержать и доспехи нового, так сказать, образца.
В том числе. Это, разумеется, была общая тенденция, а не явление, присущее лишь гусарии.
Слегка удивился шкуре белого медведя у польского гусара
Я, вообще-то, шкуры именно белого медведя на рисунках как-то не вижу) А по факту шкуры могли быть любые, хотя на аутентичных изображениях чаще встречается что-то пятнистое или полосатое. Скорее всего это был импорт из той же Турции - шкуры барсов, леопардов, гепардов. Может быть даже тигриные и львиные. Зависело от уровня доходов гусара и размеров его ЧСВ.
Второй рисунок, на лошади конного гусара-товарища.
А, на лошади)) Богатая у художника фантазия) На реальных рисунках того времени, что приведены ниже, встречаются в основном львиные шкуры.
а по сабжу - отличная статья, спасибо ^^
Почему же непохож?) Замерз просто бедняга в нашем Скобаристане))) Действие-то картины явно происходит уже под конец осады Пскова Баторием - где-то в феврале 1582 г.)
но окружающие явно смотрят на него с опаской ХД
Они не уверены, что он еще дышит)) Вон, у всех остальных пар изо рта идет, и только у него...
Ибо не фиг!))
Husarz произошло от венгерского hus- двадцать. Хоругвь сотояла как правило из 20 товарищей.
Это лишь одна из предполагаемых этимологий. К тому же, подразумевается не количество всадников в хоругви, которое явно было существенно выше двадцати, а то, что в легкую кавалерию, якобы, направлялся каждый двадцатый новобранец. Но, учитывая существование схожего по звучанию и значению, и, самое главное, более древнего, византийского термина, можно сказать, что данная этимология не выдерживает никакой критики.
Хоругва это сто всадников. Их них товарищей (собственно гусар)только 20. Каждый гусар имел свой почт - 8 пахолков с конями. Как правило.Вобщем как бы то не было но всегда гусар было 20.
Зачем вы мне показываете схему организации польской гусарской хоругви времен Собеского, если речь идет о возникновении данного термина в венгерском языке по меньшей мере двумя веками ранее?)
С того, что подобное, глубиною в три шеренги, построение гусарской хоругви компутового войска документально известно только лишь со времен Яна Собеского. Более чем вероятно, что организационно оно восходит к одной из более ранних форм. Но какие есть основания предполагать, что она в неизменном виде сохранилась аж с XV века? Тем паче, что венгерская гусария XIV-XV вв., представлявшая из себя легкую вспомогательнубю кавалерию, и польские гусары века XVII, бывшие уже кавалерией тяжелой, ударной - это две очень большие разницы. В том числе и по своей организации.
Это откуда такое известно? Такое построение описано в 1605 году было, из того что я знаю.
Тем паче, что венгерская гусария XIV-XV вв., представлявшая из себя легкую вспомогательнубю кавалерию, и польские гусары века XVII, бывшие уже кавалерией тяжелой, ударной - это две очень большие разницы.
Да не очень. И те и те использовали копья для основного удара. Да и husarz ciężko uzbrojony появился как раз ближе к Собесскому. А какой смысл кавалерийской атаки пикой нестройной толпой а не в сомкнутом строю? Поэтому есть основания считать так.
Это откуда такое известно?
Именно так данная схема обычно и преподносится в инете, в том числе в польском секторе. Разумеется, это не означает, что ее изобрел именно сам Собеский, или что она возникла только лишь в его правление. Но именно от позднего периода существования гусарии сохранились наиболее подробные описания организации и тактики.
Такое построение описано в 1605 году было, из того что я знаю.
Можно полюбопытствовать, кем?
И те и те использовали копья для основного удара.
И те и другие сидели верхом на лошадях. Но одни были для своего времени войском вспомогательным. А другие - ударным, пришедшим на смену исчезнувшим рыцарям. Разные задачи - разная тактика.
А какой смысл кавалерийской атаки пикой нестройной толпой а не в сомкнутом строю? Поэтому есть основания считать так.
Решительно не понимаю, каким образом из этого вытекает, что тактико-организационные приемы XVII столетия напрямую восходят к приемам двухвековой давности?
Наконец, данный спор вообще бессмысленен, ибо, еще раз повторю - этимологии, выводящей понятие "гусар" из количества товарищей в хоругви, попросту не существует в природе. Да она и абсурдна по определению. Это просто какое-то недоразумение, испорченный телефон. Есть версия о происхождении этого слова от характера набора новобранцев в Венгрии. Но и она сомнительна. Сербско-византийское происхождение гусарии абсолютно прозрачно и очевидно. Как с точки зрении этимологии самого слова, так и с позиции данных источников.
В польском секторе во всю сейчас обсуждают 1904 год как первое упоминание о гусарах с крыльями на плечах и в хоругве. Второе упоминание это парад 1605 года, но это всем известно.
Можно полюбопытствовать, кем?описание парада 1605 года. Я посомтрю кем.
Разные задачи - разная тактика.
Тогда расскажите мне какие задачи у венгерских гусар были и в чем разная тактика?
Решительно не понимаю, каким образом из этого вытекает, что тактико-организационные приемы XVII столетия напрямую восходят к приемам двухвековой давности?
Помоему это очевидно более чем. Более того, приемы владения уланской кавалерийской пикой в наполеонике тоже недалеко ушли от этого. Я понимаю что вы никогда эту пику в руках не держали и держать не будете, поэтому и тактические приемы вам бесполезно обьяснять
этимологии, выводящей понятие "гусар" из количества товарищей в хоругви, попросту не существует в природе.
Почитайте книжек что ли. Польских. Потому что в русских пишется такая же байда из серии "свистящие крылья". Сербско-византийское происхождение гусарии абсолютно прозрачно и очевидно.
Ничуть. Это из серии что один филолог начала 20 века доказал что слово "шумеры" произошло от русского "сумерки". В происхождении слов нет обсалютно ничего прозрачного.
В польском секторе во всю сейчас обсуждают 1904 год как первое упоминание о гусарах с крыльями на плечах и в хоругве.
1604, я так понимаю?
Второе упоминание это парад 1605 года, но это всем известно.
Вопрос как бы был не о крыльях, а о построении в три шеренги с 20 товарищами в первой.
описание парада 1605 года
Въезд Сигизмунда III и Констанции Австрийской в Краков? Но это парад, а не построение перед боем.
Тогда расскажите мне какие задачи у венгерских гусар были и в чем разная тактика?
Смотрите выше - различие между кавалерией вспомогательной и основной ударной силой.
Помоему это очевидно более чем.
Абсолютно не очевидно. Для экстраполяции чего-либо в прошлое, тем паче на столь значительный отрезок времени, необходимы веские основания. А их в данном случае нет совершенно.
Почитайте книжек что ли.
xD Очень веский аргумент. Ничего более возразить не имеете?
Ничуть.
А, ну да, конечно)) То, что слово "хонсарии" в значении "легкая кавалерия" было зафиксировано на несколько столетий ранее появления гусар в Польше - это так, случайность, совпадение. То, что оно продолжало себе бытовать на Балканах в форме "хусар" на протяжении всех этих веков, покуда выходцы из Сербии не составили первые гусарские части в Венгрии и Польше, после чего в источниках впервые фиксируются венгерское "гусар" и польское "усария", это тоже случайность. Зато отсутствие каких-либо источников, упоминающих о том, что уже на первых порах существования в XV веке венгерские гусарские роты в основе своей имели обязательных двадцать всадников с сопровождающими (при том, что изначально это вообще была вспомогательная конница, набиравшаяся из людей, просто не располагавших собственными послужильцами), дает нам основание полагать, что именно от количества этих "рыцарей" в составе подразделения и происходит само понятие "гусар")) При том, что, вообще-то, такой этимологии попросту не существует. Даже и в польских "книжках". По крайней мере, во вменяемых работах по военной истории. А не в писульках деятелей фольк-хистори.
в 9)))три нарисовано потому что какой смысл 9 рисовать и так понятно.
читать дальшеСмотрите выше -где?
Какие веские основания вам нужны чтоб доказать что принцип работы копьем в кавалерийской атаке неизменен? ну что тут новго можно придумать)))
То, что слово "хонсарии" в значении "легкая кавалерия" было зафиксировано на несколько столетий ранее появления гусар в Польше - это так, случайность, совпадение.
Вы знаете, я по образованию филолог, и работала вот как раз над вопросом происхождением слов. Напишите мне слово "хонсарии" на языке первоисточника? Хотя бы чтоб посмотреть почему "он" поменялось на у. Это могло быть только в том случае если это носовой звук, но в польском там нет такого, и вообще по по старопольски это пишется как Ussarz!
в 9)))
"Свинья" в войнах Нового времени? Или, по-вашему, гусары специально строились в более глубокие построения, чтобы вражеской артиллерии было легче накрыть их всех разом?
три нарисовано
Три нарисовано потому, что более глубокое построение для того времени было уже абсурдно.
К чему этот текст? Что из него следует?
где?
Еще раз повторюсь - различие между кавалерией вспомогательной и основной ударной силой. Вы же у нас все не по наслышке знаете, пику в руках держали ^^ Должны понимать все с полуслова :3
Какие веские основания вам нужны чтоб доказать что принцип работы копьем в кавалерийской атаке неизменен
Необходимы веские основания для того, чтобы утверждать, что легкая конница XV столетия и тяжелая кавалерия XVII века придерживались одной и той же организационной структуры. Вы ведь именно на этимологии, выводимой из принципа организации гусарской роты, настаиваете. При чем здесь приемы боя пикой? Численность и организация подразделения определяется длиной или конструкцией пики? Почему не формой шпор?
Вы знаете, я по образованию филолог, и работала вот как раз над вопросом происхождением слов. Напишите мне слово "хонсарии" на языке первоисточника? Хотя бы чтоб посмотреть почему "он" поменялось на у. Это могло быть только в том случае если это носовой звук, но в польском там нет такого
Вы почему-то упорно не желаете замечать того, что это слово попало в польский язык не напрямую из византийского, где оно писалось как chonsariori (или chosariori, т.е. уже без n), а через венгерско-сербское посредничество. Причем, уже в сербском оно звучало как husar, gusar.
Вы это серьезно. Мне уже не интересно с вами говорить, все равно ваши знания поверхностные и теоретические. К чему вам про это знать?
Вот вам рисунки.
Три нарисовано потому, что более глубокое построение для того времени было уже абсурдно
А куда тогда остальные делись?
Еще раз повторюсь - различие между кавалерией вспомогательной и основной ударной силой
Зачем тогда вспомогательной кавалерии пики?
Численность и организация подразделения определяется длиной или конструкцией пики? Почему не формой шпор?
Потому что врага били пиками а не шпорами. Да это основное оружие у тех и у других, значит можно говорить о сходстве тактики.
Вы почему-то упорно не желаете замечать того
Чего того? Что cлово гусар не писалось через о носовое в славянских языках? Вот например слово хоругвь пишется как chorągiew, а если б Гусар произошел от хонсарии то и писался бы как hąssar