Или о трепетной любви истинного польского патриота к России и русским:
Чудак на Висле
Юзеф Шанявский, последний политический узник ПНР, муж певицы Халины Фронцковяк, друг Рышарда Куклиньского, автор письма генералу Порадке, шефу Военных внутренних служб в ПНР (в письме он предлагал свои услуги), преподаватель и кандидат исторических наук – написал книгу.Заглавие произведения не оставляет никаких сомнений: «Империя зла. Россия против Польши и Европы». Это солидное издание – оно весит килограмма полтора. Выпущено на хорошей бумаге издательством Ex Libris. Об издательстве мы знаем, что оно издаёт Вальдемара Лысяка, словари, альбомы – и что оно сэкономило на корректуре и редактуре книги Шанявского.
Один и тот же фрагмент «Кордиана» Словацкого повторяется в книге 4 раза: «А всех нас цепью связали с трупом? Потому это эта земля – труп». На одной странице повторяются одни и те же абзацы, фразы, цитаты и – не побоимся этого слова – мысли автора.
Суть публикации передаёт фраза: «Чёрная ночь, пылающая Москва, снег и мороз страшного пейзажа, преступный жестокий царь, зловещий двуглавый орёл, воющий пёс, чёрный ворон, православный московский митрополит во главе шествия, ведущего приговорённого на казнь – всё это в творческом воображении крупнейшего польского художника создаёт вневременной художественно-исторический образ России как страшной империи зла».+++
Автор поставил перед собой амбициозную задачу – доказать значение заглавия. Он начинает с портретов и цитат Иоанна Павла II и Юзефа Пилсудского. Потом набросок о России и о гербе СССР: «Лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», помещённый на красном коммунистическом знамени, уточняет зловещую, агрессивную, империалистическую политику Москвы».
Железным доказательством враждебности России по отношению к Польше должно было стать высказывание (приведённое в оригинале, потому что автор стыдится его перевести), что Польша – это курва папы римского. Отсюда ловкий прыжок к Ялтинскому договору и рассказ о том, где расположена Польша. Всё богато иллюстрировано фотографиями, репродукциями картин и карикатурами вместе с историческим открытием: «Медведь всегда был важнейшим символом России!».
Потом идёт слезливое повествование о папе римском, украшенное, как и полагается в научной публикации, историями о чудесах, сопутствующих его понтификату.
Затем – написанная на коленях агиография Рональда Рейгана. В ней выделяется тезис о двух покушениях: на папу и на Рейгана. «Не подлежит сомнению, что решения об убийстве двух важнейших лидеров свободного мира были приняты в Москве – в Кремле, на Лубянке и на Ходынке. (...) Империей зла правили самые опасные и грозные из всех людей злой воли на свете».
Ещё две странички о «завещании Ленина» и его современных наследниках.
Затем автор ведёт нас на экскурсию по истории искусства. Описывает разные картины, показывающие польско-российские отношения. О картине Матейко «Баторий под Псковом» наш гид, в ряду прочего, говорит: «Медведь всегда был символом России! И этот победоносный вождь и король Польши величаво ставит ноги в сапогах с золотыми шпорами на поверженного «русского медведя»!»
Потом закрадывается немного хаоса, но ведь это непреднамеренно. Есть о Тарговице давней и современной (Ярузельский), чуть-чуть о картине «Костюшко под Рацлавицами», о костюшковской инсурекции, немножко о битве под Ольшинкой Гроховской, потом – перескок к утверждению насчёт прекрасного современного вооружения Российской армии, украшенному фразой: «Россия премьера Путина не является нормальной страной, с которой возможны нормальные отношения» - и дальше возврат к описанию картин. Сразу видно знатока: «Жестокие, хамские, отвратительные русские морды обоих палачей в генеральских мундирах российской армии сильно контрастируют с тонкой красотой порабощённой Польши (...) с левой стороны картины мы видим другого русского хама» (о картине Матейко «Полония – заковываемая Польша»).
Глава о войне 1920 года с особым акцентом на озверение российских агрессоров. А советские военнопленные зато содержались в тепличных условиях, осчастливленные.
Новая нить: Германия радовалась поражениям Польши, потому что это наш извечный враг.
17 сентября 1939 года и его генезис.
Катынь – ведь без неё книга была бы недействительной – с ценной мыслью, что тысячи россиян ежедневно приходят к саркофагу Сталина в Кремлёвской стене, чтобы отдать ему почести. Это доказательство их любви к преступлениям и к геноциду.
Бл...дство русских при неоказании помощи Варшавскому восстанию.
Гимн в честь разума и дальновидности Леха Качиньского во время российско-грузинского конфликта.
Конечно, о смоленской катастрофе с подробным делением жертв на патриотов и прочих. К этому – снимки катастрофы, на которых видны человеческие останки. Это добавляет драматизма. Прикосновения русских к обломкам самолёта – это «последний раздел Польши». Плюс некая новость в оценке последствий катастрофы - у правды есть глаза: «Пусть это будет, наконец, написано ясно и однозначно: никто и ничто не вернёт жизнь Президенту Леху Качиньскому и тем, кто пал вместе с ним. Но мы, наконец, должны посмотреть в дерзкие глаза правды».
Под конец некоторая непоследовательность. Если Россия против Европы, то откуда глава о враждебном Польше треугольнике Москва-Берлин-Париж? Они давно «потихоньку договариваются». Это, конечно, угроза для остальных государств ЕС, для НАТО и США.
Глава о том, что Крулевец – это наиболее милитаризованная зона Европы, из которой на Польшу нацелены многочисленные ракеты.
И автор не был бы собой, если бы не присоединил к книге главу о Куклиньском. Если бы не он... Произведение заканчивается важной фразой, что Куклиньский был первым поляком, который пользовался спутниковым телефоном.
Синтаксис, ход мысли, стилистику, идеи в процитированных фрагментах я сохранил с особым пиетизмом. Шанявский представлен в анонсах издательства Ex Libris, в ряду прочего, как советолог. Он – публицист и эссеист «Нашего Дзенника» и «Нашей Польши», а также телевидения «Трвам» и Радио Мария. Преподаватель университета кардинала Стефана Вышинского, профессор Высшей школы международных отношений и американистики, Высшей школы общественной и и медийной культуры в Торуни (принадлежащей к империи отца Рыдзыка. – прим. перев.).
Альбом стоит 149 злотых.
Мацей Вишнёвский
Перевод взят
отсюда.
Ну как тут не прослезиться от умиления к таким соседям и свойственникам? Милашки да и только ^^