Те, кто смотрел старый-добрый советский, еще 1983 г., двухсерийный фильм "Демидовы", наверное, помнят сцену из второй части, когда Акинфий Демидов застает на карауле у императорского дворца плачущего гвардейца. И затем офицер гвардии, с которым беседует Акинфий, поясняет ему причину - "Великана продали". Старый гвардеец плачет из-за того, что одного из солдат его полка по приказу Бирона, регента при малолетнем императоре Иоанне Антоновиче, продали прусскому королю, коллекционирующему в свою личную гвардию великанов со всего света. Далее Акинфий яростно возмущается этим фактом, тычет офицера мордой в попранную подлым временщиком честь "гвардионцев" Петра Великого, мол, что ж какой-то там курляндец вами, как лошадьми торгует... В общем, все плавно подводится к заговору против Бирона, который Акинфий и обещает спонсировать.

Бог с ним с финансированием заговора. Хотя в действительности Бирона с Олимпа Российской империи снесли фигуры куда как более серьезные, и руководствовались они при этом, разумеется, совершенно иными мотивами. Но вот миф о продаже Бироном "великанов" прусскому королю заслуживает отдельного внимания. Тем паче, что основан он на вполне реальных событиях. Прусский король-гигантофил действительно существовал - Фридрих Вильгельм I. И его "великанская гвардия" - Riesengarde - тоже. И русские великаны в гвардии прусского короля. Одна только загвоздка. Зачинателем и наиболее активным поставщиком ко двору прусского короля русских рекрутов-великанов был вовсе не злобный Биронишка, а как раз сам Петр Алексеевич. Причем, людишек этих государь император своему прусскому коллеге даже не продавал. А просто дарил. Так сказать - для поддержания дружбы между царствующими домами.

Собственно, подробнее об этом (и не менее подробно о мундирах гвардейцев-великанов) в приведенной ниже статье:

Русские великаны прусского короля
"Большие мужики" в иноземной службе


В 1713—1740 гг. в Пруссии правил король Фридрих Вильгельм I из династии Гогенцоллернов. С детских лет он отличался любовью ко всему военному — парады, мундиры, ружейные артикулы занимали досуг юного кронпринца и не уступили место иным привязанностям с тех пор, как Фридрих Вильгельм наследовал престол. Особенным пристрастием короля были рослые солдаты. Собирая их отовсюду, Фридрих Вильгельм добился того, что при нем вымуштрованная прусская армия стала одной из самых высокорослых в Европе. На целую голову выше всех остальных полков в прямом и переносном смысле был трехбатальонный Королевский гвардейский полк - Leib-Regiment или Konigsregiment - в Потсдаме, больше известный под именем Riesengarde - Великанская гвардия.



Слева направо:
-Гренадер Свирид Родионов (после 1723 г.)
-Гренадер Джеймс Кирклэнд (около 1714 г.)
-Гренадер Йонас Хайнрихсон (копия XIX в. с портрета 1725 г.)
-Секунд-лейтенант фон Ханфштенгель в костюме великана (фото 1881 г., сделанное во время празднования бракосочетания принца Вильгельма Прусского и принцессы Августы Виктории)
-Гренадер в мундире, изготовленном в России по прусскому образцу; реконструкция В. Егорова и Н. Зубкова.


Многа букафф