По наводке
Мифическая личность замечательная статья о генезисе карго-культа:
Прилетит вдруг Всевышний...
Как возникает и развивается эмбрион религии, сегодня можно изучить на примере карго-культа. Сейчас ты узнаешь, что это такое.На календаре февраль, но на острове Танна в Республике Вануату (бывшие Новые Гебриды) уже с утра так жарко и влажно, что ремешок от часов кажется лишним предметом одежды. Для скромной вануатской деревушки, где традиционно разделены мужские и женские хижины, здесь собралось много народу, в том числе и бледнолицего. Все смотрят на отряд голых по пояс местных парней, марширующих с бамбуковыми ружьями, кончики которых для острастки вымазаны красным, как и подобает побывавшим в деле штыкам. На груди и спинах парней красуются буквы "USA". Парад принимает бородатый вождь в голубом костюме и с ленточкой через плечо. Он стоит перед неотесанным флагштоком, на котором шевелится выцветший американский флаг. Рядом с ним - флаги поменьше: государственный флаг Вануату, флаг Франции, чьей колонией Новые Гебриды были раньше, и флаг австралийских аборигенов, которых жители Танны поддерживают в борьбе за расовое равенство.
Каждый год 15 февраля островитяне чествуют своего мессию по имени Джон Фрум. "Джон обещал привезти полные трюмы вещей для нас, если мы будем ему молиться, - уверяет один из старейшин, - радио, телевизоры, машины, часы, холодильники, лекарства, кока-колу и много всего другого". Почитание Джона Фрума - классический пример карго-культов, как их называют антропологи. Парадигма развития у них одна, будь то ранние культы, возникшие в середине XIX века, когда с приплывших из-за горизонта парусников сходили миссионеры и наместники и сгружались невиданные механизмы и вещи, или те, что возникали во время Второй мировой войны, когда прилетали сотни тысяч военнослужащих и из самолетов выезжали диковинные самоходные повозки, груженные добром. Во всех этих случаях островитяне находились под сильным впечатлением от огромного количества материальных ценностей, которые сопутствовали прибывшим. Туземцы сделали единственно правильный вывод: всю эту роскошь на землю присылают боги.
Но не всем, а только тем, кто умеет правильно молиться. Увы, умеют это делать только белые. Они сами никогда не работают - не пасут скот, не сажают батат, не ловят рыбу, - только молятся и совершают странные ритуалы. Кричат что-то в коробочки, сидят за столами и перекладывают бумажки с загадочными знаками, маршируют строем, выкрикивая слова молитвы. Они строят высокие мачты и вешают на них мистические железки, мдитируют перед ящиками с мигающими лампочками, ите иногда отвечают им человеческими голосами.
Стало понятно, что, если цветные люди тоже хотят получать "карго", нужно украсть тайны ритуалов у белых и делать то же самое.+++
ДЖОН ФРУМ = JOHN FROM (AMERICA)
Интересно, что карго-культы возникали независимо на удаленных друг от друга (географически и культурно) островах. Были они замечены в Новой Каледонии, на Соломоновых островах и на Фиджи. Самый ранний был документирован в конце XIX века на Папуа - Новой Гвинее и носит название "Вайлальское безумие": тамошние обитатели-папуасы верили, что приплывет "призрачный парусник" и привезет умерших предков (которые после смерти стали белыми) вместе с консервами, инструментами и другими полезными вещами, виденными у белых людей. В целях ускорения прибытия парусника они прекратили работать и стали упиваться кавой (напиток, который делается из листьев растущего тут галлюциногенного растения). Несколько месяцев местное население пребывало в состоянии непрерывного наркотического бреда, доставляя массу радости миссионерам.
Сегодня самой развитой формой карго-культа является почитание Джона Фрума.
По преданию, Джон Фрум первый раз явился группе старейшин на островке Танна в конце 30-х годов ХХ века. Но понятном островитянам языке он заявил, что пришел спасти их от миссионеров, которые неуважительно относятся к традиционному "кастом". Это слово в местный язык пришло из английского (custom), но означает совокупность правил жизни по старинке. "Джон сказал нашим людям, что они не должны перенимать привычки белых людей, что мы должны избавиться от их денег и одежды, забрать своих детей из их школ, перестать ходить в их церкви и вернуться к нашему "кастом". Мы должны пить каву, молиться на камни и танцевать свои танцы", - вспоминает, как будто это было вчера, вождь Кахувья. И островитяне прислушались. Они принялись выбрасывать деньги в море и резать свиней без оглядки на завтрашний день, готовясь с честю встретить своего нового мессию. Вся экономика острова пошла наперекосяк. Колониальные власти забеспокоились и арестовали самых ярых проповедников культа. В 1941 году их отправили в тюрьму на соседний остров, в столицу Новых Гебридов - Порт-Вилу. Так в религии Джона Фрума появились свои первые мученики.
И тут культу подфартило, потому что год спустя тысячи американских "джи-ай" высадились на Новые Гебриды, которые были удобным плацдармом в войне против Японии. Американцы построили военные базы с госпиталями, аэропортами, пристанями, дорогами и мостами и привлекли к работе местное население (в том числе и юного тогда вождя Кахувью), которому платили по 25 центов в день и выдавали щедрые пайки. Из магазинов на базах тек нескончаемый поток из шоколада, кока-колы и сигарет. Для островитян, которые сидели на диете из батата, богатство американцев не поддавалось разумению. Не менее удивительным было для них видеть чернокожих американцев, которые ели ту же еду, что и их белокожие товарищи, жили с ними в одних домиках и управляли теми же удивительными машинами. "Это было по-нашему "кастом". Миссионеры всегда ели от нас отдельно", - вспоминает вождь Кахувья. И в этот момент культ Джона Фрума принял свой сегодняшний американский облик. "Если бы не Америка, Япония бы съела нас. Джон не оставлял нас всю войну. Он был одет в светлую одежду, как и все американские моряки, и тогда мы поняли, что он тоже американец. Он говорил, что когда война закончится, он вернется на Танну с кораблями и самолетами, полными карго", - передает вождь ощущения островитян.
Надежда умирает последней.
О популярности культа в то время можно судить по желанию американских военных откреститься от него. Они даже отправили на Новые Гебриды специальную пропагандистскую миссию, чтобы убедить островитян, что американские военные силы не имеют никакого отношения к Джону Фруму. Ничего у них не получилось: мистицизм вокруг происхождения "карго" был сильнее. Более того, американцы сами подлили масла в огонь местным верованиям о неиссякаемости рога изоблия, когда в конце войны на соседнем острове Эспириту-Санту спихнули бульдозерами с обрыва в море ставшие ненужными джипы, самолетные запчасти и другое оборудование. Шестьдесят лет спустя ныряльщики продолжают доставать куски авиационных моторов и непочатые бутылки кока-колы с морского дна, окрестив это место Мысом Миллиона Долларов.
После войны жители острова Танна не сидели сложа руки, ожидая возвращения своего пророка. Они вырубили лес на севере острова и соорудили там подобие взлетно-посадочной полосы для приема самолетов с "карго". На многих островах Тихого океана жители строили бамбуковые "диспетчерские вышки", наятягивали лианы между палками-антеннами, лишь бы привлечь самолеты. Плаемна розо и микеа Папуа - Новой Гвинеи, жившие около аэропорта Порт-Моресби, считали, что белые люди хитростями заманивают к себе самолеты, которые были предназначены для них, и соорудили на вершине холма неподалеку свой "аэропорт" и даже установили тростниковую модель самолета чуть ли не в полный масштаб. Члены племени несли там дежурство круглые сутки, ночью вдоль "взлетно-посадочной полосы" зажигали факелы.
За горизонтом больше ничего нет, думали островитяне, а значит, большие птицы, парящие над облаками, могли прилететь только из рая. Но в раю никто не живет, кроме наших предков. Значит, самолеты построили и послали они. А предки не могли знать, что на свете есть еще и белые люди. Поэтому все прекрасное содержимое самолетов прдназначено для нас, их потомков... Чтобы рассказать предкам о том, что на самом деле происходит, создавались "мамы-рации": на самую толстую, а значит, красивую женщину деревни наматывали проволоку и специально выбранный "радист" танцевал с нею, крича в ее пупок заклинания в стиле "Первый, первый, я - второй!"
Однако самолеты от предков все не садились рядом с бамбуковыми вышками, и постепенно самолетопоклонники вынуждены были расстаться со своей мечтой стать богатыми и счастливыми.
Но не на острове Танна. В деревне Лимакара, в такой же неприметной тростниковой хижине как и все остальные, у Джона Фрума есть своя часовенка, в которой сложены американский флаг и остатки военной униформы. Под крышей на лиане подвешены глобус, каменный топор и пара зеленых камней. Стоят две черные доски, на которых выведены заповеди Джона Фрума для островитян, чтобы они не убивали друг друга и вели праведную жизнь (на Вануату еще не так давно бывали случаи каннибализма). По пятницам у хижины совершается всенощное бдение, когда, выпив кавы, под аккомпанимент укулеле они распевают гимны, заканчивающиеся одним и тем же рефреном: "Мы ждем тебя, Джон! Когда же ты придешь с обещанным карго?"
Как и в другом полноценном культе, не обошлось и без раскола. Пророк Фред из деревни Иликиль увел под свое крыло половину почитателей Джона Фрума и основал свою секту под названием "Единство", переплетя верования "кастом", христианства и Джона Фрума, который выступает лишь одной фигурой в пантеоне. Островитяне в него поверили, когда он предсказал прорыв дамбы, отделявшей естественное озеро от океана. Пророк Фред против почитания любого другого флага, кроме вануатского, и запрещает любые разговоры о "карго". Отступники из Ипикиля даже дрались с лоялистами из Ламакары, в результате чего были сожжены церковь и несколько хижин и много народу получило увечья.
На праздновании дня Джона Фрума в Ламакаре все идет по плану. Под американским флагом на площадку выходят мужчины и юноши в юбочках из коры и со сделанными из веток моделями бензопил в руках. Притоптывая, они размахивают пилами в воздухе и поют: "Мы приехали из Америки, чтобы срубить все деревья и построить фабрики". На вопрос, что сейчас жителям деревни нужнее всего, вождь, не задумываясь, называет подвесной мотор для деревенской лодки, который даст рыбакам возможность ловить больше рыбы.
Островитяне верят, что, хотя сам Джон Фрум живет в Америке, дух мессии обитает в глубине вулкана Ясур, чей кратер высится недалеко от деревни. Вулкан извергается каждые десять минут, выбрасывая столб пыли и ядовитого газа. Его рокот постоянно напоминает жителям Танны, что дух Джона Фрума полон мощи и рано или поздно американец выполнит свое обещание и доставит груз. А пока что им остается ждать и надеяться.
Невероятно, но вот и христианство, наверное, так же когда-то начиналось. И его последователи до сих пор ждут и верят во Второе пришествие.Источник. Там вкратце есть еще немного уже скорее просто забавного. Например, об учении, главную идею которого можно сформулировать как
"спаси планету - убей себя" xD