Раз уж вчера вспоминали андроновцев, то сегодня грех не вспомнить и пазырыкцев-юэчжей, славившихся исключительной красоты изделиями декоративного искусства. Например:


Реконструкция внешнего вида коня из Первого Пазырыкского кургана.

К сожалению, изображения в большем разрешении найти не удалось. Так что, о деталях можно судить лишь по описанию. На коне - маска-налобник из толстого войлока, обшитого кожей. Маска представляет собой сцену борьбы тигра и мифологического существа — тигриного грифона. Этот мифический небесный зверь имеет туловище и морду тигра, рога антилопы, гриву коня, перья и крылья птицы. Тигр как бы вздыбился — его голова располагается на лбу лошади, передние лапы помещены над глазами, а задние проходят по верхней губе и под ноздрями коня. Изображение выложено листовым золотом с прорисованными поверх него черными полосками. Грифон занимает верхнюю часть маски и её нащечные лопасти. Его голова и шея, покрытая пестрыми птичьими перьями, объемно выполнены из толстого войлока и размещены меж ушей коня. Щетинистая грива сделана из красного конского волоса. Рога увенчаны позолоченными шариками и украшены колечками драгоценного металла. К лопаткам прикреплены поднятые вверх крылья. Туловище сшито из цветной кожи со вставками листового золота и олова. Передними лапами существо обхватило шею тигра, который вцепился, в свою очередь, зубами в его грудь и когтями в корпус чуть ниже лопаток. Нижняя часть тела грифона завернута, в соответствии с канонами «звериного стиля», в кольцо так, что лапы его упираются в живот.

Грива коня с обеих сторон обшита пластинами войлока, превратившись в плотную, вертикально стоящую стенку, на которую надевался нагривник в виде чехла, обтянутого кожей и отороченного бахромой из красного конского волоса. На боковых поверхностях нагривника расположены четыре петуха с позолоченными головами. Хвост лошади упакован в кожаный, в виде трубки, прорезной чехол.

Седло по бокам украшено свисающими фигурами рыб. Они вырезаны из толстой кожи, к их плавникам привязаны кусочки бахромы из красного конского волоса. На войлочной подушке седла помещены кожаные аппликации тигра, терзающего лося. Ремни нагрудника и узды украшены на перекрестьях позолоченными скульптурными фигурками горного козла, выполненными из трёхслойной кожи На груди коня красуется изображение орлиного грифона с раскинутыми вдоль ремней крыльями.


Известны, впрочем, и другие лошадиные маски пазырыкцев: снабженные огромными, сшитыми в натуральную величину из толстой кожи, рогами оленя с пучками крашеного конского волоса на отростках, либо вырезанными из дерева и покрытыми золотой фольгой рогами горного козла.

Не ясно, однако, был ли этот убор лошади исключительно церемониальным и сшитым для погребальных нужд, или же мог использоваться и в обыденной жизни, быть может, даже в бою. Вопрос дискуссионный. Иконографии, подтверждающей подобное предположение, у нас нет. Да и само отождествление носителей пазырыкской культуры с историческими юэчжами, западными соседями и соперниками в борьбе за гегемонию в Степи древних хунну, отнюдь не бесспорно.

Ну и, собственно, почему "стерегущие золото грифы":


Навершие головного убора пазырыкского вождя - голова хищного фантастического существа - грифона, держащего в клюве голову оленя. Дерево, кожа. 21x18 см. V—IV вв. до н. э. Урочище Пазырык, Горный Алтай.

А вот и сам вождь в парадном доспехе:


Предположительно именно пазырыкцы, так любившие всевозможные изображения грифонов, отразились в рассказе Геродота о живущих далеко за Рипейскими горами грифах, стерегущих золото.