Я думаю, это будет любопытно почитать тем
простопрекраснодушным людям, что ахали и охали после избрания нового понтифика-аргентинца по поводу его скромности, смиренности, любви к бедным и вообще составляли длинные списки достоинств, которыми, якобы, обладает Хорхе Бергольо, но решительно не обладает этот ужасный патриарх Кирилл. И нет, смысл поста отнюдь не в том, чтобы очернить Франциска I и возвысить Кирилла. Смысл поста намного проще и банальнее - не все так просто в жизни, как иногда кажется на первый, замыленный всеобщими восторгами, взгляд. Все всегда чуточку сложнее и не так однозначно.
Прошлое Папы Франциска вызвало вопросы: СМИ припомнили ему связи с военной хунтой
The Guardian пишет, что кардинал Хорхе Бергольо был членом аргентинской церковной иерархии, когда католическая церковь поддерживала местную военную диктатуру.
Несмотря на торжества в Буэнос-Айресе, новость о первом Папе Римском из Латинской Америки Франциске была омрачена давними проблемами, связанными с ролью Церкви и ее нового главы в период жестокой военной диктатуры в Аргентине, пишет британское издание The Guardian.
"Католическую церковь и Папу Франциска обвиняют в молчаливом соучастии в преступлениях во времена "грязной войны" - убийствах и похищениях, совершенных хунтой, правившей Аргентиной с 1976 по 1983 год", - отмечает автор.
Будучи главой иезуитского ордена с 1973 по 1979 год, Хорхе Бергольо был членом церковной иерархии, когда католическая церковь поддерживала военное правительство, - пишет издание. Бергольо дважды отказывался свидетельствовать в суде по этому поводу.
+++
"Главное обвинение против Бергольо связано с похищением двух иезуитов - Орланда Йорио и Франсиско Жаликса, которых схватили офицеры ВМС в мае 1976 года и держали их в нечеловеческих условиях за миссионерскую деятельность, которую те проводили в трущобах страны, что было рискованным с политической точки зрения занятием в те годы", - уточняют журналисты.
Его главным обвинителем является журналист Хорацио Вербитски, утверждающий, что Бергольо снял защиту ордена с двух священников. "Бергольо называет эти обвинения "клеветой" и утверждает, что он предпринял закулисные шаги, чтобы спасти жизнь обоим священникам и другим, кого он скрывал от расстрельных отрядов. Он утверждает, что даже дал свои документы одному диссиденту, который был на него похож, чтобы он смог бежать из страны", - пишет автор.
В глазах некоторых это делает его героем, другие настроены более скептично. "Но эта проблема вряд ли исчезнет в ближайшее время, ведь до сих пор идут громкие судебные процессы. На этой неделе суд Буэнос-Айреса приговорил "последнего диктатора" Рейнальдо Биньоне к пожизненному заключению за преступления, связанные с похищением 23 человек, в том числе двух беременных женщин", - пишет издание.
Напомним, в феврале аргентинский суд признал местную католическую церковь виновной в пособничестве преступлениям военной хунты в стране в период с 1976 по 1983 год. Решение суда в Аргентине уже назвали историческим. В вердикте подчеркивается, что церковь закрывала глаза на преступления диктатуры, а иногда высшие иерархи церкви действовали в сговоре с военными, когда речь шла об убийствах прогрессивных священников.
Аргентинская военная диктатура отличалась крайней жестокостью в отношении левой оппозиции. В стране действовал так называемый "план Кондор", в рамках которого южноамериканские диктаторы совместно избавлялись от противников режима, физически устраняя их. За это время были убиты 10 тысяч человек, 30 тысяч пропали без вести, и ещё 60 тысяч по политическим мотивам были подвергнуты длительным срокам заключения.
Диктатура пала в 1983 году после поражения Аргентины в войне за Фолклендские (Мальвинские) острова, которые Буэнос-Айрес пытался отбить у Великобритании.Новый папа и кризис церкви
Бывший кардинал Буэнос-Айреса, Хорхе Марио Бергольо был объявлен на днях новым главой католической церкви. За процессом избрания нового «папы Франциска», затаив дыхание, следили практически все масс-медиа. Главы государств всего мира сразу же поспешили его поприветствовать. Церковь и ее союзники из правящих кругов специально и используют данный повод, чтобы римский католицизм смог пережить серию многочисленных скандалов, связанных с коррупцией и сексуальными домогательствами.
<...>
Согласно подсчетам, около 40% всех католиков проживают в Центральной и Южной Америке – хотя и здесь католической церкви приходится сталкиваться с возрастающим давлением конкурентов в лице евангелических групп. Кроме того, даже в этих странах все большее количество молодежи вообще отвергает любые религии. Например, в Аргентине мессу регулярно посещают менее 10% населения страны.
В то же время, за избранием Бергольо определенно стоят и политические интересы. В Латинской Америке церковь достаточно долго работала плечом к плечу с наиболее реакционными силами и была союзником американского империализма в его борьбе с левыми движениями рабочего класса и угнетенного крестьянства. А сейчас по всему континенту наблюдается резкий рост социального неравенства. Повсюду в Латинской Америке происходит массовое сопротивление экономике «свободного рынка», которая за последние тридцать лет загнала в нищету целые слои населения. И католическая церковь готовится вновь вмешаться, чтобы отвести угрозу социальной революции – в том числе и при помощи такого дополнительного козыря, как папа-аргентинец.
Президент США Барак Обама поприветствовал папу Франциска, назвав его «поборником бедных и наиболее уязвимых слоев населения», и затем добавив, что это «первый папа-американец, а его избрание также свидетельствует о потенциале всего региона, который все в большей степени оказывает влияние на весь остальной мир». Накануне заседания конклава масс-медиа планеты уделяли массу времени и выделяли огромные площади в газетах разнообразным мелочам тайной средневековой процедуры выбора папы в Ватикане. Теперь же, после оглашения результатов выбора, они стали уделять столько же внимания анекдотическим рассказам о смирении и сострадании нового папы – о том, как он, будучи кардиналом Буэнос-Айреса, ездил в общественном транспорте, жил в обычной квартире и сам готовил себе еду.
Воистину, великие достижения!
При этом, международные медиа-конгломераты в основном проигнорировали весьма серьезные вопросы, возникшие в Аргентине в связи с избранием Бергольо, – в частности, в связи с его ролью в период правления военной диктатуры 1976-83 годов. А именно в этот период около 30 000 левых оппонентов хунты «пропали без вести» в ходе поддерживаемой США «грязной войны» против латиноамериканских граждан. Аргентинская католическая церковь поддерживала при этом весьма тесные отношения с аргентинскими военными – как во время их подготовки к захвату власти, так и в период правления хунты. Бергольо принял сан в 1969-м году и являлся «провинциалом ордена иезуитов» (главой ордена) Аргентины в период с 1973-го по 1979-й год. Затем он стал ректором философско-теологического факультета в колледже Сан-Мигель (1980-86). А в девяностых его начал активно продвигать по церковной иерархической лестнице папа Иоанн-Павел II.
+++
В годы правления аргентинской хунты Бергольо активно работал в ордене иезуитов над исполнением эдиктов Ватикана, направленных против «теологии освобождения» – движения, основанного сторонниками реформизма в латиноамериканской католической церкви в 1960-х годах. Сторонники «теологии освобождения» пытаются концентрировать внимание на участи беднейших слоев населения, чтобы сохранить позиции церкви в среде рабочего класса, политическая радикализация которого сейчас наблюдается по всему континенту.
В 1976-м году Бергольо потребовал, чтобы два священника-иезуита (Орландо Йорио и Франсиско Халикс) прекратили проповедовать теологию освобождения и покинули трущобы, в которых они работали. После того, как те отказались, Бергольо исключил их из ордена. Вскоре оба священника были похищены военными и подвергнуты пыткам. Как передает Associated Press: «Йорио затем обвинял Бергольо в том, что тот передал их в руки эскадронов смерти и отказался заступиться за них перед режимом».
Известный аргентинский журналист Орасио Вербицкий писал в своей книге «Молчание», опубликованной в 2005-го году: «Он (будущий папа Франциск) ставил безопасность Общества Иисуса (ордена иезуитов) превыше безопасности отдельных священников». В 2005 году, после иска правозащитников, это дело рассматривал аргентинский суд – однако вопрос до сих пор остается открытым. Бергольо отрицал все обвинения – обвиняя Вербицкого в клевете, и утверждая, что он в частном порядке имел дело с представителями хунты по поводу ареста двух священников и способствовал их освобождению.
Бергольо также привлекался к суду для дачи показаний по данному делу, в связи с заявлением сотрудницы католической благотворительной миссии Марии Елены Фунес, бывшей заключенной «пыточного центра» ESMA, находившегося в здании школы военно-морских механиков. Она, в частности, свидетельствовала по делу о пропаже без вести двух французских монахинь (Алисы Домон и Леони Дуке) и заявила, что те двое священников-иезуитов тоже были похищены военными после того, как Бергольо от них отрекся и отказался выступить в защиту. Бывший депутат парламента и адвокат Луис Самора описывает поведение Бергольо на суде, как крайне «скрытное». «Когда кто-то настолько скрытен – очевидно, что он лжет и старается частично утаить истину».
Бергольо также обвинялся в том, что игнорировал мольбы о помощи со стороны семьи, пятеро членов которой были убиты военными – в том числе и женщина на пятом месяце беременности, похищенная и убитая в 1977-м году. Бергольо предоставил это дело своему младшему коллеге, который удовлетворился отпиской военных, заявивших, что та женщина якобы родила в камере, а ребенок впоследствии был передан «влиятельной» семье. Несмотря на свою причастность к данному делу, Бергольо заявлял в 2010-м году, что ничего не знал о практике похищения детей до самого падения диктатуры.
Однако, с другой стороны, после падения военной диктатуры нынешний папа Франциск старательно пытался защитить от преследований преступников из числа военных.
В 2006-м году он поддержал кампанию протеста, организованную бывшими военными и правыми силами, которые требовали для себя полной неприкосновенности от преследований в связи с преступлениями, совершенными в годы правления хунты. А в 2012-м году, в ответ на то, что масса рядовых аргентинцев стала все больше критиковать церковь за ее поведение в годы диктатуры, Бергольо от имени епископов страны формально принес извинения за «провалы» в деятельности церкви за годы «грязной войны». Однако, в то же время, он не забыл возложить равную долю ответственности за насилие на левых противников диктатуры.
«История свидетельствует против него - говорит репортеру Reuters Фортунато Малимачи, бывший декан факультета социологии университета Буэнос-Айреса, – она показывает, что он не только является противником любых обновлений в церкви, но и (что касается его деятельности в годы военной диктатуры) доказывает, что с военными ему на самом-то деле было гораздо приятнее».