После подобного
жалкого лепета по поводу имперского мышления и комплекса старшего брата вдвойне приятно прочесть действительно здравые размышления на тему взаимоотношений украинцы/русские от украинского же автора:
Отжыг недели. Путин, или Что будет говорить княгиня Марья Алексевна?
<...>
В этой избирательной кампании, которая развернется за обладание эфемерным призом в виде должности свадебного генерала, будет незримо присутствовать еще один человек. Это глава, как теперь модно выражаться в профессионально-патриотических кругах, соседнего с нами государства, и это государство не Польша и не Румыния – этих называют по имени.
Путин, страшный демон, всегда с нами. Если бы его не было, его бы непременно выдумали. Внешний враг, классическая пугалка для любого разделенного народа, страны с внутренним конфликтом. Он призван объединить нас в едином порыве негодования, ненависти к агрессивному чужому и патриотизма. Мы ведь все любим Украину, независимо от политических взглядов, ну, а чтобы не ссорились, вот вам враг.
В принципе, ничего нового в такой технологии нет. Нестабильный объект, раздираемый центробежными силами и внутренними противоречиями, можно удержать с помощью внешнего скрепляющего силового поля. Так против наглого соседа объединяется семья, во все остальное время готовящаяся к разводу и дележу имущества. Но с Путиным все сложнее. Ибо не часто так бывает, чтобы внешний враг по всем социологическим опросам, кто бы их ни проводил, имел в чужой стране рейтинг выше, чем у любого отечественного политика. А Путин, увы, имеет. Почему? Вообще-то эта тема могла бы лечь в основу доброго десятка диссертаций по психологии, политологии, социологии и прочих уважаемых наук, но я попробую здесь – в самой упрощенной схеме. В этой истории с какой-то мистической гармонией сошлись несколько факторов – инфантилизм нашего большого, но все еще молодого в своей независимости народа, многовековая связь русских и украинцев и отношения между нами в формате ненависть/любовь, строгий авторитарный лидер огромной империи, которая всегда рядом и всегда уязвляет наше воображение самим фактом существования. Всегдашнее желание доказать условно старшему брату нашу собственную самость, наши отличия от него, позволяющее чувствовать себя отдельным народом, вечное стремление показать фигу, устроить праздник непослушания, иллюстрацию к тезису «Украина - не Россия».+++
Путин отлично подходит для роли не то что даже старшего брата - отца-деспота, который, пользуясь фрейдистскими подсказками, одновременно вызывает обожание, страх и ненависть, как нечто и родное, и внешнее, как контролер, тиран, носитель морального императива, начальник, имеющий право наказывать и миловать. Наш инфантилизм вкупе с нарциссизмом, фирменным украинским эгоцентризмом, который диктует нам такое отношение к миру, как будто вся планета озабочены исключительно благом Украины или кознями в ее адрес, - все это подразумевает обязательное наличие в картине мира кого-то взрослого. Взрослого, который может нас похвалить и наказать, которого мы боимся и перед которым благоговеем, хотя и не хотим себе в том признаться. Чем взрослее и самодостаточнее народ, тем меньше его интересует «что будет говорить княгиня Марья Алексеевна». Британцы не страдают в массе своей антисемитизмом, по известной формуле, - потому, что не считают себя глупее евреев. Мы же постоянно озабочены тем, что скажет злой гоблин Киселев, как будет злорадствовать Госдума, как поддержит нас чудесная российская оппозиция, какую картинку покажут злорадные российские каналы.
Вся история с майданом постоянно происходит под аккомпанемент этой озабоченности. Ни одно телодвижение не происходит без прогноза – на руку это русским или нет, что покажут их телеканалы, какую картинку мы им заготовили, будет ли рад или раздражен Путин. Но если революционеры уверены в своей правоте, то какая им разница, что скажут русские – другой народ с другим президентом? Сегодня же это выглядит так, как будто нашкодившие дети снова разбили вазу, подпалили кошке хвост и забили канализацию куриными костями, а единственный аргумент, который им приводят – это оценка их поведения соседями. Не «Так нельзя, потому что это глупо, грубо и нелепо», а «Так нельзя, потому что соседи будут смеяться и злорадствовать». Любое движение наших бунтовщиков, наших радикалов оценивается исключительно с одной точки зрения - выгодно это Путину или нет. Тягнибок и его бешеные воробушки, безусловно, наймиты Путина. Мирошниченко, Бенюк, Ильенко – его эмиссары. Но если так, зачем вы голосовали за ВО Свобода? Правый сектор – офицеры ФСБ. Штурмуют они Раду – заказ Путина. Отказались от штурма – Путин дал отмашку отступить. Или нет, Ляшко пугнул, что Путин подумает, а их каналы покажут, и сволочь Киселев будет глумиться. Ярош накрывает Украину ужасом перед отморозками с оружием? Путин велел. Но Ярош идет в президенты, и я уверена, его результат на сводных выборах нас еще ошеломит, как в 2012 – проценты тягнибоковской партии. Требует Фарион усилить украинизацию Юго-Востока – Путин дал приказ. Но ведь Фарион победила на выборах в своем львовском округе с результатом едва ли не в 100%. Руки Кремля исказили результаты выборов?
Если Путин использует наши собственные проколы и провалы, то кто нам виноват? Он жесткий, прагматичный и холодный лидер своего государства, и он действует в интересах своей страны, своей империи, которую он последовательно строит, и ему пофиг, что вы кукситесь и стенаете как дети, которых родители застали за постыдным. И еще эти дети постоянно приговаривают - хватит нас учить, мы уже сами большие, нечего нам указывать. Если российские телеканалы показывают бухого Луценко, плюющего в лицо офицеру, или Музычко, таскающего прокурора за галстук, или петушащегося Ляшко с вилами, то тут одно из двух – или нам все равно, что думают по этому поводу российские зрители, и мы дальше делаем, как считаем нужным, или нам критически важно их мнение, и тогда мы становимся паиньками. Вариант – мы ведем себя как нормальные ответственные люди, просто потому что это правильно, я все еще не рассматриваю, увы. Но пока Путин и Россия сидят гвоздем в нашем сознании, смешно говорить о независимости и взрослости. Сегодня Путин – центральная фигура нашего общего национального невроза, наше наваждение и проклятье. Наше суровое суперэго, которое так удобно ненавидеть и одновременно тайно обожать, наше чучело начальника, которое так сладко бить, наш жесткий контролер и высокомерный карабас карабас, которого так привычно бояться и так хочется придушить.
Он ли виноват? Нет. Виновата наша мания величия на фоне комплекса неполноценности, наша принципиальная невзрослость, тщеславие, легкоуязвимая самооценка и нежелание расстаться с детскими реакциями на жесткую реальность. И разве нас это не унижает? При этом – смотрите – вы никогда не беспокоимся о том, что будет говорить Европа, понравятся ли наши перформансы США. По умолчанию считается, что США и ЕС всегда в восторге от наших революций, метаний молотова, фиглярства в Раде, кривляний наших лидеров и рева нашей толпы. А вдруг не в восторге, а просто закрывают глаза – из корыстных побуждений или высокомерия? Вещи, которые старая Европа и Новый свет для себя считают неприемлемыми, нам как будто разрешены, как балованным капризным чужим детям, которым делать замечание некомильфо. Так странам Балтики разрешены шествия местных коллаборационистов со свастиками – как говорил сатирик, там пропасть, но вам туда можно. Я не знаю ни одной политической силы в нашей стране, которую бы не подозревали в работе на Путина, ни одного события, которое бы не трактовалась в разрезе выгоды/невыгоды для Путина, ни одного политика, который бы не желал строить свой провинциальный пиар, пиная и обличая Путина и Россию заодно. И при этом не был бы назван его тайным агентом и марионеткой.
Не вижу в назойливом обличении и демонизации президента другой страны, каким бы он ни был, никакого патриотизма, а только инфантильный эгоцентризм, невротическое навязчивое самолюбование, вытеснение собственных проблем, игнорирование реальности и дальнейшее впадание в детство. Съезды партий показали – день сурка все еще с нами, наши неврозы, наши комплексы, наша детская доверчивость вкупе с вечной подозрительностью никуда не делись. Тимошенко и Порошенко, Тягнибок и Ляшко влегкую заводят толпу все теми же пережеванными формулами вроде борьбы с олигархатом и коррупцией, а в студии Шустера Яценюк, рассказывающий маленьким украинцам, что им придется жрать дерьмо, но он знает, где его много, получает 98% поддержки. Потому что мы должны выстоять перед злым Путиным и его агрессией, конечно, угу.
А не лучше ли просто спину прямо держать, потому что красиво?И внезапно из старого:
А может и в самом деле того? Дарта Пу в президенты Украины? А?))