Сменяемость волынцевских древностей роменской культурой в середине IX века (о чем в частности писали упоминавшиеся выше В.В. Седов и Е.С. Галкина) – устаревшее представление. Последние археологические исследования позволяют заключить о синхронности существования раннероменской культуры и волынцевских древностей. И те, и другие материалы появляются на памятниках Днепровского Левобережья одновременно – в конце VIII века. Общность роменской культуры с синхронными славянскими отмечалась практически всеми исследователями. На славянское происхождение однозначно указывает и летопись. Следовательно, при отсутствии местных корней, прародину роменской культуры следует искать в пределах распространения достоверно славянских памятников. При всей общности роменской культуры с ближайшими славянскими памятниками правобережья Днепра, у них имеется и ряд небольших, но важных различий.
Важной особенностью северянского домостроительства ранней поры можно считать тип отопительных сооружений: печи в виде подбоя, вырезанные в стене котлована, в материковом останце или в специально приготовленном глиняном массиве, известны в это время на весьма обширном пространстве, но только в Северской земле они являются ведущими, практически единственным типом отопительных сооружений вплоть до рубежа IX – Х вв. Тот факт, что печи указанного типа строились на всех поселениях культуры, вне зависимости, а часто вопреки характеру материковых отложений, однозначно указывают на то, что в данном случае тип печи был глубоко традиционен. Традиция эта появилась на Левобережье Днепра одновременно с роменской культурой, была необычайно устойчивой и трансформировалась лишь в конце IX – начале Х века. Поэтому есть все основания полагать, что первые носители роменской культуры пришли из районов, где этот тип печи успел сложиться.
На памятниках, оставленных смешанным, в том числе славянским населением, типа Ипотешти-Кындешти-Чурел, печи, вырезанные в материковом останце, известны уже в VI-VII вв. На отдельных поселениях они составляют ведущий тип. Упадок культуры происходит, вероятно, в конце VII века и связан с приходом на Левобережье Дуная болгар. На правом берегу Дуная в VII веке бытуют печи-каменки. Появление и широкое распространение печей в виде подбоя происходит здесь, вероятно, на рубеже VII-VIII вв.
Украшения славян Днепровского Левобережья в качестве свое подосновы имеют ювелирные традиции Подунавья. Вероятно, поступление ранних дунайских украшений в Северскую землю шло непосредственно из районов их производства. Тот факт, что именно эти вещи послужили основой для возникновения собственно роменской ювелирной традиции, говорит о том, что либо поток импорта в VIII веке был необычайно мощным, либо традиция, как и первые украшения, была привнесена переселенцами.
В результате проведенного А.В. Григорьевым обзора можно отметить, что все небольшие отличия раннероменской культуры от общеславянской в той или иной степени находят свои прототипы в материалах памятников VII- 1й пол. VIII века, расположенных в районе Нижнего Подунавья. Именно в этом районе, согласно сообщению Феофана, в кон. VII – 1й пол. VIII века находилось крупное славянское объединение Северов.
Ситуация, сложившаяся на Балканах после 680/681 г. вполне соответсвует летописной легенде о расселении славян. Переселение славян ханом Аспарухом в спокойные пограничные районы вряд ли способствовало стабильности их положения. Так, вероятно крупнейшее, объединение Северов, было поселено на наиболее опасном участке границы с Византией, между Балканскими горами и морем. Логично предположить, что в дальнейшем многочисленные конфликты Первого Болгарского царства и империи не обходили стороной северов. В то же время, выплачивая дань болгарскому хану, участвуя в крупных и мелких военных столкновениях, славяне не получали со стороны метрополии достаточных гарантий своего спокойствия. Напротив, смута в Болгарии и захват власти ханом Телецом в 761 г. привели к массовому бегству славян своих земель. Патриарх Никифор и Феофан Исповедник отмечают их приход в Малую Азию, однако не известно, было ли это единственное направление в переселении славян. В 764 году посланцы Константина V схватили «архонта северов Славуна», что не вызвало какой-либо реакции со стороны болгарского хана.
Исследователи полагают, что северы вплоть до VIII века пользовались относительной автономией, однако очевидно, что их положение, как и других славян региона, было крайне нестабильным. Власть иноэтничной болгарской администрации с одной стороны и конфликты с империей с другой создавали в конце VII – начале VIII в. благоприятные условия оттока славянского населения. Причина исхода славян из области Нижнего Дуная, указанная летописцем, вполне соответствует историческим реалиям.
При том, что ни одна из групп источников не указывает прямо на Дунай – как прародину днепровских северян, определенная близость славян этих двух регионов прослеживается в материалах археологии, этнонимии и вполне соответствует данным письменных источников. Полное хронологическое совпадение исторических событий и данных археологии делают предполагаемую гипотезу весьма правдоподобной. Единственное, что вызывает сомнения, так это значительное расстояние, разделяющее два объединения славян. По данным Константина Багрянородного, почти вдвое более далекий путь от устья Дуная до Саркела составлял в середине Х века 60 дней. То есть переселенцам потребовалось бы чуть более месяца для того, чтобы достичь новых земель, что представляется вполне реальным. Этот срок необходимо увеличить с поправкой на количество переселенцев – целый народ со своим скарбом, стариками, женщинами, детьми, скотом.
Славяне осваивали, пусть и слабо, но все же заселенную раннее территорию. Каковы были их взаимоотношения с местным населением, установить по имеющимся данным сложно. Можно констатировать, что часть носителей колочинской и пеньковской (поздние анты) культур влилась в северское общество. Количество представителей местного населения было, вероятно, невелико, и очень скоро они подверглись полной ассимиляции. Таким образом, у нас нет оснований связывать население Северской земли с антами.


По материалам - А.В. Григорьев «Северская земля в VIII – н. XI века по археологическим данным».

Отсюда.