Аще одна любопытная статья Боброва, на этот раз, правда, уже далеко не новая, ажно 1996-го года, и не по СоПИ)

"Новгородско-Псковские отношения и Флорентийская Уния".

Для меня, как псковича, она, разумеется, интересна в первую очередь тем, что затрагивает тему непродолжительного обособления в 1437-м - 1440-х гг. (1448 г.?) псковской церкви от Новгородской епархии. Вожделенного обособления, одного из главных камней преткновения в новгородско-псковских отношениях XIV-XVI вв. Достичь которого окончательно Пскову удалось, увы, лишь в 1589-м.

Но, как мне кажется, центральной тематикой данной статьи, которую по справедливости и следовало бы вынести в заглавие, все же является совсем иной вопрос - а именно подоплека, казалось бы, рядового московско-новгородского конфликта зимой 1440-1441 гг., даже не имеющего какого-то особого наименования в российской историографии, не смотря на то, что завершился он подписанием ни много ни мало... Демонского мира) По названию городка Демон (современный Демянск) в Деревской пятине Новгородской земли, конечно же)) Акцентируя внимание на действительно странном всплеске активности новгородского архиепископа Евфимия II в конце 1439-го - 1440-м гг. в области церковного строительства, иконописания (в котором появляются мотивы противостояния Новгорода великим князьям владимирским) и упрочения почитания местных святых, исчезновении традиционных поминаний великого князя и митрополита в посвящениях к свежепереписанным книгам и всплеске антизападных настроений среди новгородцев в этот период, автор предполагает, что причиною конфликта могло стать намерение Василия II поддержать Унию церквей, подписанную от имени Русской митрополии летом 1439 г. на Соборе во Флоренции митрополитом Исидором.

+++