Собирался было вернуться к затронутой вчера теме противостояния Софьи Палеолог и Елены Волошанки, и рассказать о таком любопытном эпизоде, как дело о подвесках королевы ожерелье великой княгини, собственно и положившей начало схватке не на жизнь, а на смерть меж этими двумя женщинами, но время, время... Придется отложить на завтра. А пока просто небольшой картинк, воспроизводящий исторический момент - деспина Зоя/Софья Палеолог впервые символически ступает на русскую землю, точнее - на борт псковского насада, встречающего ее на берегу Чудского озера у устья Эмбаха (совр. Эмайыги):



Встреча царевны. Ф.А. Бронников. 1883 г.

«...в июне 1472 года София выехала из Рима в сопровождении кардинала Антония и многих греков, а 1 октября пригнал во Псков гонцом Николай Лях от моря, из Ревеля, и объявил на вече: «Царевна переехала море, едет в Москву, дочь Фомы, князя морейского, племянница Константина, царя цареградского, внука Иоанна Палеолога, зятя великого князя Василия Дмитриевича, зовут ее София, она будет вам государыня, а великому князю Ивану Васильевичу жена, и вы бы ее встретили да приняли честно». Объявив это псковичам, гонец в тот же день поскакал к Новгороду Великому, а оттуда в Москву. Псковичи тотчас начали мед сытить и корм сбирать; посадники и бояре из концов отправились навстречу к царевне в Изборск, жили уже здесь целую неделю, как приехал из Дерпта гонец с приказом, чтоб ехали встречать ее на Немецкий берег; в шести насадах и со множеством лодок поехали посадники и бояре и встретили Софию в устье Эмбаха, вышли из судов и, наливши кубки и позолоченные роги вином и медом, били ей челом; она приняла это от них в честь и любовь великую о объявила, что сейчас же хочет ехать с ними дальше, чтоб поскорее покинуть немцев; посадник принял ее, всех приятелей ее и казну в свои насады, и поплыли к Русскому берегу».

С.М. Соловьев. История России с древнейших времен.


В центре композиции, разумеется, сама семнадцатилетняя Софья в изумрудно-зеленом платье.

Персонаж в красном за спиной деспины - папский легат Антонио Бонумбре епископ Аччии, произведший неизгладимое, хотя и не самое благоприятное впечатление на русских летописцев как своим необычным внешним видом, так и высокомерным отношением к православным святыням. А при подъезде к Москве и вовсе спровоцировавший серьезный скандал, едва не приведший к демонстративному отъезду из города митрополита Филиппа.

Двое импозантных молодых людей справа от папского посланника - не иначе как братья Юрий и Дмитрий Траханиоты из древнего византийского рода Тарханиотов (нет, это не я опечатался, это фамилия братьев после их переезда в Россию претерпела некоторые... мм... изменения), состоявшего на службе у семейства морийских деспотов, участвовавших в устройстве брака Софьи и Иоанна III, и последовавших на Русь вслед за юной деспиной.

Молодой человек позади них, опершийся об ограждение беседки... как знать... не Антонио ли Джиларди (Антон Фрязин), которому суждено было положить начало перестройке московского Кремля на итальянский лад?

Ну и наконец, в мужчине слева от Софьи, повернувшемся боком к зрителям, при желании можно попробовать угадать Жана Батиста делла Вольпе (т.е. Лиса), более известного как Иван Фрязин, итальянского авантюриста на русской службе, собственно, и возглавлявшего миссию по доставке на Русь невесты великого князя. Но его ли в самом деле имел в виду художник?

Кого-либо еще из сопровождавших в той поездке Софью узнать не представляется возможным. Даже приблизительно. К сожалению, вниманием автора оказался обойден, в частности, такой замечательный персонаж, как Кассиан Грек, будущий святой русской православной церкви, так же прибывший на Русь в составе свиты деспины.