Ну и так уже, без беллетристики, просто небольшая справка по поводу Покрова и не только)
- празднование Покрова Пресвятой Богородицы хотя и восходит к событиям из истории Византии, и в наши дни отмечается повсеместно в православном мире, но целиком и полностью является вкладом именно Руси; инициатором введения этого празднества был владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский;
- праздник был введен им вскоре после успешного похода на Волжскую Булгарию в 1164 году, якобы, в благодарность за чудо от иконы Богородицы Владимирской, явленное войску во время похода;
- речь идет об одной из наиболее древних и известных в нашей стране чудотворных икон — Владимирской Божией Матери, в частности, по преданию, много позднее предотвратившей нашествие на Русь Тамерлана;
- именно из-за привязанности к этой иконе, в 1155 году вывезенной Андреем во Владимир из Вышгорода, и вообще культу Богородицы князь и получил свое прозвище Боголюбский;
- а еще фрагмент этой иконы служит логотипом кинокомпании Мэла Гибсона Icon, создавшей, в частности, "Страсти Христовы";
- на самом же деле идея праздника пришла Боголюбскому в голову при чтении жития Андрея Цареградского, тески князя, византийского юродивого X века, которое как раз и было впервые переведено на русский язык в середине XII столетия; быть может, именно что по заказу князя Андрея;
- и именно после этого на Руси появляются первые юродивые;
- послужившее основной для праздника чудо явления Богородицы юродивому Андрею часто соотносят с событиями 860 года, когда Константинополь подвергся первому нападению русов (летописные Аскольд и Дир), что на самом деле абсолютно невероятно — умерший в 936 году юродивый в то время в лучшем случае еще пешком под стол ходил; нашествие на столицу Византии каких именно врагов имеется в виду в житии Андрея, мы, увы, не знаем;
- дата 1165 год, как время учреждения празднования и строительства Покрова на Нерли, не соответствует действительности; на самом деле это год смерти старшего сына Андрея Боголюбского — Изяслава;
- по следам военной экспедиции 1164-го Боголюбский учредил не один, а два новых для Руси того времени церковных праздника, второй (а точнее первый) — это чествование Всемилостивого Спаса, Пресвятой Богородицы и Животворящего Креста Господня или просто Медовый Спас, отмечаемый 1 августа по старому (14 по новому) стилю;
- выбор именно 1 августа для этого праздника и возникновение легенды о чуде от иконы Владимирской Богоматери были обусловлены желанием Боголюбского провести аналогию между собой и византийским императором Мануилом I Комниным, шестью годами ранее, в 1158-м, именно в этот день одержавшим победу над сарацинами, якобы, при помощи чуда от иконы Богоматери Силуанской;
- для этого даже был создано и внедрено в древнерусскую литературу предание (сегодня мы сказали бы "фейк!") о том, что обе битвы (Андрей против булгар и Мануил против сарацин) произошли на самом деле в один и тот же год в один и тот же день, а не с разницей в шесть лет;
- церковь Покрова на Нерли существовала еще до провозглашения нового празднества в честь Покрова и была изначально посвящена совсем другому церковному празднику, даже двум — Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня и Семи святых мучеников Маккавеев, отмечаемым... 1 августа;
- то есть переназначение ее в храм, относящийся к культу Богородицы, состоялось только уже после учреждения нового праздника Спаса, пришедшегося на то же 1 августа; было — Изнесение, Крест и Маккавеи, стало — Спас, Богородица и Крест, но в конечном счете и, возможно, что в силу личных предпочтений князя осталось лишь — Богородица, трансформировавшаяся в Покров и, дабы не нагромождать празднества одно на другое, перенесенное на новую дату.
Как-то так...
на полях
Daumantas
| четверг, 15 октября 2015