"Самопалы не случайно стали единственным видом огнестрельного вооружения у смоленских горожан. Самопалами в те времена называли ручные огнестрельные орудия с замком искровой системы (то есть с колесцовым или кремнево-ударным замком). Поскольку колесцовый замок был более сложным дорогим и хрупким, можно с уверенностью говорить, что смоленские горожане использовали ружья с кремнево-ударными замками. По мнению Л.И. Тарасюка, уже 1580-е гг. (во время осады Пскова 1581-82) на Руси начали распространяться самопалы, а «с начала XVII века количество упоминаний о самопалах в различных документах неуклонно возрастает». Между прочим, до исследования Л.И. Тарасюка самопал по не вполне понятным причинам считался примитивным, фитильным орудием. Возможно, такое мнение сложилось как раз из-за того, что самопал зачастую упоминается, как оружие даточных горожан или крестьян. Поэтому он и считался более примитивным. Хотя на самом деле всё было строго наоборот. Ручные орудия с кремнево-ударным замком были сложнее в устройстве, но проще для освоения. Весьма вероятно, что в конце XVI века (в относительное спокойное царствование Федора Ивановича) самопал начал распространяться как раз среди неслужилых людей, в основном среди горожан, которым до этого не было нужды обзаводиться фитильными ружьями. Также возможно, что появление нового термина – «самопал» – отражает тот технический переворот, который произошел между Ливонской войной и Смутным временем. По итогам этого переворота гораздо большее число посадских людей стали владеть ручным огнестрельным оружием. В результате польско-литовским захватчикам пришлось столкнуться с новой реальностью, в которой хотя бы немного уровнялись шансы простых горожан в противостоянии с профессиональным войском. К сожалению, этот «огнестрельный переворот» (его можно рассматривать как важный для России этап «огнестрельной революции» XVI-XVII веков) ещё не успел завершиться, когда началась Смута. Поэтому к августу 1609 года владение самопалами для горожан ещё не стало повсеместным. Но самые обеспеченные горожане действительно были владельцами самопалов и обладали, надо полагать, определенными навыками обращения с ними. Распространение самопалов среди определенной части посадского населения во многом определило характер противостояния в 1609-11 гг".

По — Молочников А.М. Военная и политическая организация смоленской городской общины в 1609-1611 гг.