Ну и так, маленькая ремарочка, в очередной раз, видимо, характеризующая методику работы Клима Жукова с источниками в процессе подготовки шпаргалок для своих выступлений.

Рассказывая о начале рейда Джэбэ и Субэдэя, он говорит:

«В мае, как нам сообщает другой источник - персидский Джузджани, монголы перешли Амударью, перешли через Пенджаб и как раз там...»

Стоп! А вот теперь только честно, ответьте мне, что первое приходит вам на ум при упоминании слов "Пенджаб"? Индия? Пакистан? Горы? Ведь правда же? Хотя, конечно, это не горы, а равнина, но окруженная горами, Гималаями. И какая картинка вырисовывается у вас в уме, когда вы читаете приведенную выше цитату из Жукова? Монголы форсируют Амударью, затем лезут через горы... Вот только в данном случае имеется в виду совсем другой Пенджаб. То есть совсем другое "Пятиречье", как переводится это название. А именно — район у слияния Вахша и Пянджа, который сегодня считается собственно истоком и верховьем Амударьи, тогда как в древности, когда Пяндж и Амударью рассматривали зачастую как одну реку, он был ее средним течением.

На карте, что под катом, это участок, где в один поток последовательно сливаются Кокча, Кундуз, Вахш, Кафирниган и Сурхандарья:

+++

Исторически набор рек и границы Пятиречья, конечно же, несколько менялись, но именно где-то здесь, на стыке современных Таджикистана, Афганистана и Узбекистана, монголы Джэбэ и Субэдэя и перешли Джейхун (Амударью), преследуя хорезмшаха Мухаммеда II. А тот Пенджаб, о котором вы подумали, находился примерно в пятистах километрах к юго-востоку от этого Пенджаба, за горами, за лесами...

Однако Жуков не делает никаких уточнений по этому поводу. Просто мимоходом роняет звонкое географическое наименование и бежит себе дальше. Почему? Он уверен, что все его слушатели настолько хорошо прошарены в средневековой географии Туркестана? Или... он и сам не в курсе? Просто, готовясь к выступлению, пролистывал книжки или даже ту же Википедию (впрочем, в Вики Пенджаб почему-то назван "бродом" через Амударью), увидел там упоминание Пенджаба со ссылкой на аль-Джузджани и не смог удержаться от соблазна ввернуть красивое словечко, которое наверняка покажется многим его слушателям пусть смутно, но знакомым. Особливо тем, кто когда-либо интересовался темой Афганских войн прошлого и современности, Большой Игрой и т.д. А таких в Тупичке Гоблина явно немало. А то, что этот Пенджаб как бы и не совсем тот Пенджаб... ему, вероятно, было и невдомек.

Хотя, конечно, может быть и просто забыл упомянуть. Хотел, планировал, была даже особая пометка в шпаргалке сделана, но забыл. Возможно. Ничего не утверждаю, так как мысли читать не обучен. Все бывает. Просто глаз зацепился, а после остальных художеств товарища уже как-то невольно видишь в основном одни только ляпы.