И о том, как эти сложности обратить себе во благо.

Жан Фруассар, "Хроники":

"[...] Как раз в это время туда подоспел со своим знаменем и льежскими воинами младший брат монсеньора Гильома де Байёля, мессир Робер де Байёль. Он велел Жаку де Форви, оруженосцу, державшему его знамя, ехать прямо к месту схватки с криком: " Морьоме"!

К тому времени эннюерцы уже потеряли свое знамя в бою. Однако, увидев полотнище с гербом Морьоме, они вдруг решили, что это знамя их предводителя - монсеньора Байёля и де Морьоме. Ведь гербы братьев очень мало отличались один от другого. [...] Поэтому, эннюерцы начали стягиваться к этому знамени, вовсе не думая, что оно вражеское. Таким образом был довершен их разгром..."


А вот наши. Лаврентиевская летопись, Бой на р. Супое (1136 г.):

"[...] И бишася крепко, но вскоре побегоша половци Олговичь. И погнаша по них Володимерича дружина лучшая, и биша и, женучи много, и воротишася опять на полчище. И не обретоша княжее вои и впадоша Олговичемъ в руце, и тако изъимаша и, держаще стягъ Ярополчи, и яша бояръ много: Давыда Яруновича, тысячьскаго кыевьскаго, и Станислава добраго Тудъковича, и прочих много. И внукъ Володимерь, Василко Маричиниць, убьенъ бысть ту [...]"

И бой Мстислава с галичанами (1153 г.):

"[...] И бысть сеча зла и межю ими смятенье - не ведя хуть, котории суть победили. Изяславъ бо женяшеть галичаны, а галичане Изяславлю дружину и сына его. Изяславу же не ведущю и творящю победившю галичаны. Брат его бежалъ бяшеть, Святополкъ, и с Володимером, и сынъ его Мстиславъ. Тогда же Изяславъ изъима галичьскые мужи, а галичанеизъимаша Изяславле мужи на розгоне. И остася Изяславъ с малою дружиною на полчищи, и постави стягы галичьскые. И поидоша галичане подъ свое стягы, и изъимаша множьство колодникъ [...]"

#