Андрей Ланьков о различии подходов к памяти о японской оккупации на Тайване и в Южной Корее:
«Провёл неделю на Тайване, отчасти по делам, а отчасти, - как турист («сделал дело – гуляй смело», вот я и гулял). Тайвань мне как всегда понравился – «люблю развитые тропики». Но не о том речь.
Однако бросилась в глаза одна интересная особенность Тайваня – то, как там говорят о временах японского правления. Как и Корея, Тайвань был частью японской империи, с 1896 по 1945 г. Причем, колониальная политика и на Тайване и в Корее была достаточно близкой – действовали учреждения с более или менее одинаковыми названиями и функциями, были похожие законы и т.д.
Однако отношение к колониальному прошлому на Тайване удивительным образом отличается от корейского. Оторопь у приехавшего из Кореи человека, например, вызывает то обстоятельство, что в тайваньских городах на мемориальных досках у зданий, построенных в колониальные времена, не только упоминается и о том, какие японские учреждения находились в этих зданиях изначально, но даже говорится о том, как звали японских архитекторов, эти здания спроектировавших. В современном Сеуле невозможно даже представить, что на старом здании, скажем, Сеульского вокзала вдруг появится мемориальная доска, сообщающая, что данное здание «было построено по проекту (предположительно) Цукамото Ясуси (塚本靖, профессора архитектуры Токийского Университета». Если сейчас в Корее упоминается изначальное предназначение немногих сохранившихся зданий колониального периода, то всегда эти упоминания всегда сопровождаются самыми зубодробительными характеристиками – «органы грабежа и насильственной ассимиляции» и т. п. О том, чтобы упомянуть строивших их японских инженеров и архитекторов нельзя и подумать.
Окончательно меня поразил Цзюфень (九份, небольшой поселок на северной оконечности острова. В его когда-то работала крупная шахта. В своё время её собрался посетить во время своей поездки по империи японский наследный принц – будущий император Хирохито (так и не приехал). Для него построили виллу, и эжта вилла принца, максимально отреставриврованная, сейчас самым считается одной из главную достопримечательностей, которую активно показывают туристам (среди таковых, кстати, японцев практически не видно). Представить, что в Корее кто-то будет вообще вспоминать о состоявшемся примерно в то же визите будущего Хирохито в Корею, совершенно невозможно – а тот, кто заикнётся о возможной реставрации чего-либо, к этому визиту построенного, тутже попадёт в национальные предатели, будет забит и правыми, и, особенно, левыми (у последних вообще от такого пена изо ртов пойдёт, что из твоего огнетушителя)».
И далее по ссылке.