Западная экспансия индоевропейцев и гибель Триполья
Носители Трипольской культуры Западной Украины, возникшей ок. 5200 г. до н.э. как восточное ответвление румынской культуры Кукутени, генетически были типичными неолитическими земледельцами. Исследованы останки четырёх их представителей, которые жили в 4000-3600 гг. до н.э., найденные в пещере Вертеба на территории нынешней Тернопольской области Украины. У трёх из них была мужская гаплогруппа G2a, у одного – E. По аутосомным генам они являлись более чем на 80% потомками мигрантов из Анатолии (и на оставшуюся долю – потомками западно- и восточноевропейских охотников-собирателей). (Iain Mathieson et al. The Genomic History Of Southeastern Europe // www.biorxiv.org/content/10.1101/135616v4.supple... )В отличие от более западных земледельческих культур Балкан, павших под ударами индоевропейцев на рубеже V и IV тыс. до н.э., Триполье сумело выжить и даже распространиться на восток к долине Днепра. В 3700-3400 гг. до н.э. Трипольская культура (горизонт Триполье С1) переживала пик своего расцвета. В это время на её территории находились самые большие поселения в мире – некоторые из них превышали по площади 400 гектаров, что было в два раза больше одновременных им крупнейших месопотамских поселений. Однако, в отличие от месопотамских, они так никогда и не развились в настоящие города – в них не обнаружено следов общегородских административных зданий, дворцов, храмов, хранилищ или стен.
Самые большие поселения Триполья С1 – Доброводы (250 га), Майданецкое (250 га) и Тальянки (450 га) – находились в пределах 20 км друг от друга на холмах к востоку от Южного Буга на краю лесостепи и степи. Лучше всего из них исследовано Майданецкое городище. Оно включало 1575 построек, которые были обитаемы в основном одновременно, и имело население от 5500 до 7700 человек. Постройки возводились рядом друг с другом концентрическими овальными кругами по общему плану с ориентацией к центральной площади. Дома имели в ширину 5-8 м, в длину 20-30 м, многие были двухэтажными. На 5-10 домов поменьше приходилось по 1 большому дому, в котором в большем количестве присутствовали женские фигурки, раскрашенная посуда и ткацкие грузила. Вероятно, в таких домах жили главы больших семей.+++
Реконструкция Майданецкого городища
Ок. 3400 г. до н.э. указанные городища были покинуты их жителями. Крупнейшим трипольским поселением стала Касеновка, имевшая площадь 120 га, однако спустя столетие была покинута и она. Ок. 3300 г. до н.э. опустели сотни трипольских поселений в пограничных со степью областях, включая почти всю долину Южного Буга, долину Роси и долины Сирета и Прута в Юго-восточной Румынии, где была распространена родственная культура Кукутени. На последней стадии Трипольской культуры С2 (3300-2600 гг. до н.э.) оставшееся трипольское население, жившее теперь небольшими сёлами по 30-40 домов, сосредоточивается в двух областях – на среднем Днепре возле Киева и в долине Днестра. Раскрашенная керамика и женские фигурки производятся в меньших количествах, их формы упрощаются, постоянно возрастает влияние Ямной культуры. Ок. 2600 г. до н.э. всякие материальные следы Трипольской культуры исчезают.
Начало сосредоточения трипольцев в огромных поселениях ок. 3700 г. до н.э. примерно совпадает с предъямным археологическим горизонтом в степях, а их бегство из этих поселений ок. 3300 г. до н.э. – с началом зрелого этапа Ямной культуры и экспансии её носителей. Можно предположить, что давление со стороны степных индоевропейцев побуждало трипольцев сосредоточиваться в крупных центрах, где они чуствовали себя в большей безопасности. Усилившиеся с началом ямной экспансии набеги индоевропейцев сделали невозможной обработку трипольских полей и снабжение обитателей трипольских поселений, что привело к их запустению. На место трипольцев приходят индоевропейцы, поверх заброшенного Майданецкого поселения в качестве символа победы возводится курган Ямной культуры.
Взаимоотношения между трипольцами последней стадии Трипольской культуры и индоевропейцами можно рассмотреть на примере контактов трипольской группы в долине Днестра с Усатовской культурой. Усатовцы представляли собой раннее западное ответвление Ямной культуры. Они известны по примерно 50 археологическим памятникам, которые появляются ок. 3300-3200 гг. до н.э. в степи вокруг устья Днестра, а потом распространяются до устьев Прута и Дуная.
Усатовская культура получила своё название по селу Усатово рядом с Одессой, где археологами было обнаружено поселение этой культуры, включавшее каменные дома и стену. На холме за поселением располагались четыре кладбища, из которых два были курганными и два – грунтовыми. Ближайший к Усатову курганный могильник I включал примерно 20 курганов, внутри каждого из которых находился каменный кромлех, а в центре была выкопана глубокая погребальная яма. По меньшей мере в 5 курганах с северо-западной стороны были установлены каменные стелы, на 2 или 3 из которых имелись изображения коней.
В центральных могилах под курганами хоронили только взрослых мужчин в согнутом положении на левом боку головою на восток или северо-восток, тело посыпали красной охрой. В 7 из 15 раскопанных центральных могил покойного сопровождал в иной мир кинжал из мышьяковой бронзы (в этот момент бронзовые кинжалы становятся символом статуса военного вождя по всему Ямному культурному горизонту). В захоронениях также присутствуют топоры и шила из мышьяковой бронзы, кремнёвые наконечники стрел, серебряные кольца и трипольская (ок. 30%) и местная керамика. Изделия из бронзы были обнаружены только в центральных могилах.
Находившийся в 400 м от первого курганный могильник II включал около десятка курганов в основном меньшего размера, из которых 3 были раскопаны. Захороненных в них мужчин в загробный мир сопровождали немногочисленные металлические предметы (шила, кольца) и несколько сосудов трипольского производства. У 6 на черепах имелись рисунки красной охрой (такие же были у захороненных в усатовском могильнике Маяки), 3 были убиты ударами топоров по голове. По всей видимости, в могильнике I хоронили индоевропейских племенных вождей, а в могильнике II – их воинов.
Раскрашенные охрой черепа из могильников Усатовской культуры (1-5 – Усатово, 6 – Маяки)
Металлические изделия присутствуют в Усатово только в курганных могильниках, в то время как глиняные женские фигурки трипольского типа – только в грунтовых. Такая же посмертная сегрегация наблюдается и в усатовском поселении Маяки на Днестре. По всей видимости, под курганами усатовцы хоронили только индоевропейцев, а в грунтовых могильниках – трипольцев. Сходные грунтовые кладбища в это же время впервые появляются на собственно трипольской территории выше по Днестру. В них тоже присутствуют женские фигурки, но отсутствует оружие, и над ними никогда не возводятся курганы.
В стадах усатовцев мелкий рогатый скот составлял 58-76%, крупный рогатый скот – 13-28%, кони – 11-14%. Преобладание овец свидетельствует о производстве шерсти. В это же время в трипольских поселениях на Днестре и Днепре возрастает количество ткацких грузил и пряслиц. По всей видимости, подчинённые трипольские селяне производили для индоевропейцев ткани из шерсти усатовских овец. Также в качестве дани степные завоеватели могли брать с трипольцев продукты их земледелия и керамику, в изобилии присутствующую в усатовских и других ямных захоронениях.
Усатовцы и поднестровские трипольцы представляют пример, вероятно, в целом мирного сосуществования индоевропейцев и трипольцев, в рамках которого первые занимали господствующее положение, а вторые – подчинённое. Однако взаимоотношения этих народностей не могли быть всегда такими мирными. Ко времени окончательного исчезновения Трипольской культуры ок. 2600 г. до н.э. индоевропейцы в лице носителей культуры Шнуровой керамики уже массово присутствовали на Северноевропейской равнине, путь куда для них должен был проходить через трипольскую территорию. Шнуровики были в основном потомками ямников, но отличались от них примесью генов европейских неолитических земледельцев в объёме примерно 17%. (Wolfgang Haak et al. Massive Migration from the Steppe is a Source for Indo-European Languages in Europe // www.biorxiv.org/content/early/2015/02/10/013433)
Гены неолитических земледельцев, вероятно, пришли к шнуровикам от носителей Трипольской культуры (и родственной ей культуры Шаровидных амфор). Поскольку мужские гаплогруппы трипольцев у носителей культуры Шнуровой керамики не обнаружены, такая примесь могла быть ими получена только по женской линии. Вспомним, что индоевропейский змееборческий миф на религиозном уровне обосновывал войну индоевропейцев против враждебных племён с целью угона у них скота и женщин. По всей видимости, на пути в Центральную Европу индоевропейцы истребили или изгнали трипольских мужчин, а их скот и женщин забрали себе.Цинк.