Выдержки из
программы «Родина слонов» с научным сотрудником Отдела археологии эпохи Великого переселения народов и раннего Средневековья Института археологи РАН Олегом Александровичем Радюшем. Подробная стенограмма
здесь.
<...>В последнее время произошли археологические открытия, связанные с белыми пятнами, которые долго были на наших археологических картах. Одно из них – полесское пятно, в Белоруссии, это бассейн Припяти. И второе пятно – верховье Оки, на территории современной Орловской области. И буквально за последние несколько лет эти белые пятна перестали быть совсем белыми, и там начали появляться памятники. Потому что там начали вести активные исследовательские работы.
Памятники эти достаточно близки друг к другу и связаны с киевско-колочинской культурой, которую мы относим к раннеславянским археологическим культурам.
<...>Черняховцы поднимали чернозём. Киевская культура этим не занималась. Если у них и было хлебопашество, то более примитивное. Мы сейчас видим, что киевцы – это всадники. Огромное количество находок шпор. Если говорить о том, как выглядела киевская культура, то для неё характерна грубо лепная керамика, в отличие от высокотехнологичной гончарной керамики позднеантичной традиции, которую принесли из Причерноморья, круговой керамики, которая распространена на всей территории черняховской культуры и является очень хорошим маркером.
А для киевской культуры всё гораздо более примитивно. Это горшки, обычно огромные сосуды, достаточно грубо выделанные. И материальная культура металлическая, костюмная – это вещи круга выемчатых эмалей. Вот эти вещи очень красивы. Они выглядят очень богато. Естественно, когда-то они смотрелись. Это латунь с разноцветными, в основном красными, вставками. Встречаются и полихромные разные изображения. Они также формируются на основе римских эмалей, но это совершенно свой стиль. Пожалуй, это уникальный пример того, как раннеславянская общность формирует свой стиль, который живёт до начала V века. Но они совсем другие.
Киевская культура распространена в лесной зоне: верховья Днепра, Белоруссия. Есть определённые основания говорить о том, что памятники, близкие по типу, доходят до Псковской, Смоленской области.+++
<...>Иордан писал о готах и их столкновениях с венедами. Есть такой историографический термин, который у нас в историографии записан. Кто они – споров много. Но есть подозрение, что в данном случае он подразумевал именно этих славян. Где они с ними столкнулись – это вопрос. Но это где-то на нашей территории, в Восточной Европе. И Иордан, видимо, цитируя какие-то воспоминания современников и пересказы, может быть, своих готских коллег, говорит о том, что "венеды числом велики, оружием слабы". Это говорит о том, в каком виде представляли славян. То есть по сравнению с организованной готской силой славяне были проще. Они были всадниками. Но они были, может, хуже вооружёнными, но многочисленными. Они занимались простым земледелием, пасли свои стада лошадей, скот. Это варварская культура, которая сидела в лесах и занимала эти все территории. И, как мы в самом начале передачи говорили, сейчас мы видим, что это не только Поднепровье. Верховья Оки также входили в состав этой варварской цивилизации.
<...>И опять же вспоминаем Иордана: когда они пришли, то столкнулись с венедами. И, по всей видимости, противостояние было. До этого киевская культура занимала достаточно большое пространство в лесостепи, а потом его заняла черняховская культура. Сейчас известны находки вещей с эмалями от Западной Украины до Волги. Но в основном они занимают среднее Поднепровье, Левобережье, верховье Северского Донца. Сейчас работами Андрея Михайловича Обломского выяснился огромный их ареал на среднем Дону. И они доходят фактически до Волги, Поволжья.
<...>Мы видим поселения достаточно простые: небольшие полуземлянки. В отличие от больших черняховских поселений, это маленькие посёлочки. Обычно они находятся в припойменной части, на небольших дюнах, что, вероятно, связано со скотоводством, рыбной ловлей и со всем, что ближе к реке. Естественно, стада содержать там гораздо лучше.
Погребальный обряд очень плохо исследован. Потому что он, опять же, невыразительный. Чаще всего это урновые или безурновые погребения, кремации. Мы не знаем курганов, выразительных памятников. Есть клады вещей с эмалями. И, пожалуй, эта кладовая традиция прослеживается от эмалевой эпохи до колочинской культуры, когда такие же клады, но с другими вещами, продолжаются в VI-VII вв. Это известные клады древностей антов, так называемые.
<...>И мы видим, что в материальной культуре происходят сильные изменения. Как раз начиная с Великого переселения народов, с конца IV в. Видимо, существование рядом с огромной цивилизацией черняховцев не могло не оставить никакого следа. Начинает меняться комплекс вещей, украшений, снаряжения. Туда, естественно, входит более современное. Черняховская культура для своего времени была более современной. Она была связана с Римом, оттуда все инновации в костюме, военном деле, и т.д. туда приходили. И опосредованно они приходили в лесную зону. И на этих поселениях с конца IV-V вв., когда уже переселение пошло, мы видим уже новые вещи, в основном общеевропейские, общеварварские типы. И этот этнографичный костюм, который представлял из себя этот эмалевый комплекс, меняется на то, что традиционно для широкого круга культур, начиная от Причерноморья, Подунавья, и так далее.
И появляется большое количество предметов, связанных с вооружением. Мы сейчас видим, что и мечи проникают. Раньше, для III в., мы в киевской культуре не знаем ни одного меча. Мы, собственно, практически не знаем вообще предметов вооружения, поскольку все эти находки случайны и не всегда их можно привязать к киевскому памятнику, особенно если это многослойное поселение или отдельные находки. А с эпохи переселения начинается продвижение. Мечи, причём хорошие, и дамаскированные, распространяются. Они появляются уже на Оке, в культуре рязано-окских могильников огромное количество мечей. Но там погребальный обряд, который хорошо читается: это трупоположение с большим количеством вещей, оружия. У славян, к сожалению, на протяжении этого периода, III-VII вв., обряд трудноуловимый. Могильники сложно найти.
<...>Сейчас есть основания полагать, что уже в III-IV вв. у славян существовала дружинная культура. Потому что пусть не сотни этих находок, но, как я уже говорил, огромное количество шпор. И шпоры выполнены именно в стилистике круга выемчатых эмалей, украшены эмалями, самые разнообразные.
<...>Интересный пример – вельбарская культура, которая сформировала черняховскую в том числе, и которая разгромила всё вокруг. Она разгромила пшеворскую культуру, у которой могильники с огромным количеством оружия. И тут вельбарская появляется. В её погребальном обряде оружия нет. Но есть шпоры. Только шпоры. Это показатель, какое было всадничество.
Воспоминания есть и у Тацита, ещё I век н.э., римские историки описывают готов так, что у них жёсткая организация, королевская власть. Оружия они не носят в обычной жизни, в отличие от всех остальных варваров. Оно у них лежит на складах и охраняется вольноотпущенниками. То есть это совершенно другая, более высокая организация общества.
А здесь мы видим то же самое. Шпоры легко терялись, тем более у них была такая конструкция с зацепчиками, маленькими шишечками, которые просто отлетали. И их огромное количество. Многие сотни этих находок. Они есть и железные, более простые. Но есть красивые эмалевые. Есть большое количество рогов для питья, ритонов. Питьё – это опять элемент дружинной культуры. Пиры, застолья. Из последнего, у нас был знаменитый брянский клад вещей с выемчатыми эмалями, который в 2010 году с помощью ФСБ был возвращён.
<...>Там находилась уникальная плеть. Мы сейчас знаем две таких находки. Одна – в обломках на территории Беларуси была найдена, и одна целая у нас. Это сложнейшее изделие с железным стержнем, с бронзовыми окончаниями, массивное такое. Это какая-то статусная вещь, говорящая, конечно, о всадниках. И это всё вместе у нас складывается в структуру.
Стоит отметить самое интересное: в этом году было найдено погребение пшеворской культуры, почти на границе Польши и Украины. Там могильник Каров (укр. Карів). Это уникальный могильник Пшеворской культуры, в составе которого находился рог с выемчатыми эмалями.
М. Родин: Это тоже славянская культура?
О. Радюш: Пшеворская – это германская. Традиционно сейчас их называют вандалами.
М. Родин: И у них находился славянский рог с выемчатыми эмалями.
О. Радюш: Как он туда попал – это очень интересно. По Западной Украине идёт большое количество находок шпор, вещей мужской материальной культуры, фибулы, фрагменты рогов для питья. И очень мало женских вещей круга выемчатых эмалей. Возможно, часть боевых действий где-то там проводилась. И как раз в это время мы знаем на Западной Украине большое количество одиночных воинских пшеворских погребений с оружием.
<...>Что касается нашей территории, на памятниках в Орловской области мы нашли несколько очень интересных памятников. На одном из памятников есть горизонты начиная со II в. по VI в.
М. Родин: То есть прямо так долго жили?
О. Радюш: Они, видимо, приходили туда. Чем ещё интересно Поочье, там, видимо, шла обработка металла, железа.
М. Родин: Своя?
О. Радюш: Да. Из болотных руд добывалось и обрабатывалось железо. И, скорее всего, они не жили там постоянно. Они приходили туда. То есть это место, куда регулярно, может быть, семья, может, какое-то родовое образование, приходило туда, занималось выплавкой железа и ходило по этим рекам. Также большое количество предметов конского снаряжения, стрелы, обломки топоров.
<...>Появляются гунны, которые, по всей видимости, разгромили это образование. После этого начинаются процессы разрушения этой структуры. Если раньше нам казалось, что в 375 г. черняховская культура полностью погибает, сейчас есть все основания по материалам и могильников, и поселений говорить, что всё это дело существовало до начала V в. И как раз, видимо, в это время активно в эти события начинают вмешиваться славяне с севера. Они возвращаются на ту территорию, с которой их, возможно, в своё время выдвинули. Черняховская культура разрушается, и до начала V в. от неё остаются островки. Которые доживают, сохраняют элементы материальной культуры с гончарной керамикой, с монетами, амфорами. И после этого мы больше такой цивилизации здесь не видим.
На это место в виде новой силы приходят славяне. Границы открыты. И уже в V-VI вв. мы видим, что славяне эти уже не в портах. Сейчас известны находки шлемов, мечей в зоне славянского культурогенеза. Конечно, это не комплексы, к сожалению. Это не те вещи, о которых мы можем стопроцентно утверждать. Но этих находок уже не одна, не две, не три. И, скорее всего, это говорит о вливании славян в общий процесс, в походы на Балканы. И начинается это немножко пораньше, чем описано в письменных источниках. То есть эти походы нам известны в VI в., но, возможно, они шли и раньше.
<...>Плюс к этому, освобождается территория Повисленья. Там происходят такие же процессы. Это западная граница. И туда, на их место, начинают проникать славяне. И в это время они заселяют ту территорию, которую оставляют вандалы. Потому что вандалы, как мы помним, дошли аж до Африки. Потом, как известно, славяне дошли до Германии и так дальше. И все эти события заварились в результате гуннского нашествия, где гунны, возможно, играли роль тарана. Но вокруг них могли вращаться и славянские группировки. Могли быть союзниками, участвовать вместе с ними в совместных походах.
Но в лесной зоне есть такое понятие: "война V века". В это время большое количество городищ засыпано стрелами, характерными для гуннского времени. С приходом гуннов появляются трёхлопастные наконечники ромбической формы. И эти находки доходят до Литвы. То есть по всей лесной зоне какие-то события происходят. Война идёт.