Выдержки из программы «Родина слонов» с научным сотрудником Отдела археологии эпохи Великого переселения народов и раннего Средневековья Института археологи РАН Олегом Александровичем Радюшем. Подробная стенограмма здесь.



<...>В последнее время произошли археологические открытия, связанные с белыми пятнами, которые долго были на наших археологических картах. Одно из них – полесское пятно, в Белоруссии, это бассейн Припяти. И второе пятно – верховье Оки, на территории современной Орловской области. И буквально за последние несколько лет эти белые пятна перестали быть совсем белыми, и там начали появляться памятники. Потому что там начали вести активные исследовательские работы.

Памятники эти достаточно близки друг к другу и связаны с киевско-колочинской культурой, которую мы относим к раннеславянским археологическим культурам.

<...>Черняховцы поднимали чернозём. Киевская культура этим не занималась. Если у них и было хлебопашество, то более примитивное. Мы сейчас видим, что киевцы – это всадники. Огромное количество находок шпор. Если говорить о том, как выглядела киевская культура, то для неё характерна грубо лепная керамика, в отличие от высокотехнологичной гончарной керамики позднеантичной традиции, которую принесли из Причерноморья, круговой керамики, которая распространена на всей территории черняховской культуры и является очень хорошим маркером.

А для киевской культуры всё гораздо более примитивно. Это горшки, обычно огромные сосуды, достаточно грубо выделанные. И материальная культура металлическая, костюмная – это вещи круга выемчатых эмалей. Вот эти вещи очень красивы. Они выглядят очень богато. Естественно, когда-то они смотрелись. Это латунь с разноцветными, в основном красными, вставками. Встречаются и полихромные разные изображения. Они также формируются на основе римских эмалей, но это совершенно свой стиль. Пожалуй, это уникальный пример того, как раннеславянская общность формирует свой стиль, который живёт до начала V века. Но они совсем другие.

Киевская культура распространена в лесной зоне: верховья Днепра, Белоруссия. Есть определённые основания говорить о том, что памятники, близкие по типу, доходят до Псковской, Смоленской области.


+++