В США до сих пор нет стандартных процедур регистрации, определения личности избирателя, оформления и подачи бюллетеня. По утверждению НКО Judicial Watch, уже в сентябре этого года из 37 штатов в 29 было выявлено превышение числа зарегистрировавшихся избирателей над фактической численностью жителей, имевших право голоса, на 1,8 млн человек. Это во многом связано с тем, что в США нет понятия внутреннего паспорта либо какого-то аналога регистрации по месту жительства, а при отъезде люди часто не удаляют себя из списков избирателей. Кроме того, не раз выяснялось, что за кого-то из кандидатов проголосовали уже давно умершие избиратели. Впрочем, суды не находили подтверждения массовости таких случаев, которые нередко были вызваны наличием одинаковых имен у различных поколений семей, что и приводило к ошибкам в записях избирателей. Согласно статистике за 2018 год, в США зарегистрировано 153 млн избирателей. При этом более 20 млн записей в избирательных списках устарели. По информации НПО California Globe, только в Калифорнии в 2020 году таких зафиксировано почти полмиллиона. В связи с чем была развернута масштабная кампания с призывом избирателей актуализировать свои данные в электоральных списках для голосования.

<...>

Все это едва ли соответствует тем нормам демократии, которые Вашингтон высокомерно навязывает другим странам. Например, представители США постоянно заявляют на площадке ОБСЕ о том, что государства — участники ОБСЕ обязаны выполнять рекомендации Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) по итогам наблюдения за выборами. Сами же США не выполняют эти рекомендации, грубо нарушая положения п. 8 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года и ст. 25 Хартии европейской безопасности 1999 года, содержащие обязательства приглашать наблюдателей для мониторинга национальных выборов.

В итоговых докладах миссий БДИПЧ, наблюдавших за выборами в США с 2002 года, рекомендуется на федеральном уровне гарантировать доступ международных наблюдателей во все штаты. Однако реальная картина — совсем иная. При этом в силу архаичности избирательной системы США у федерального правительства нет полномочий устанавливать процедуры даже для федеральных выборов, так как это относится к прерогативе штатов. Как это было и во времена фермерской республики с населением в 3,5 млн человек, президента по-прежнему выбирают штаты и через выборщиков информируют Конгресс о своем волеизъявлении.

В ходе всеобщих выборов 2016 года для БДИПЧ был закрыт доступ на избирательные участки в 17 штатах. В адрес международных наблюдателей, проявлявших законный интерес к выборам в день голосования, звучали угрозы ареста и привлечения к уголовной ответственности. К всеобщим выборам 2020 года число "негостеприимных" штатов достигло 18. Только в пяти штатах и округе Колумбия в полной мере законодательно закреплено международное наблюдение за выборами. В остальных оно остается на усмотрение местных властей и особой популярностью у них не пользуется.
#