Как-то очень давно я уже писал о том, как в далеком 2015-м товарищ Жуков в своих разглагольствованиях по поводу численности русской рати на Куликовом поле перепутал умножение с делением, в результате чего пришел к абсолютно нелепым (даже в рамках своей собственной логики) цифрам. Позднее, если не ошибаюсь, уже в 2018-м он вновь в публичной лекции на широкую аудиторию повторил эти цифры. То есть за три года человек так и не смог обнаружить и исправить в своих построениях элементарнейшую математическую ошибку! Ну или же обнаружить смог, но... не счел нужным ее исправлять, так как это немедленно похоронило бы под собою всю его теорию, и продолжил дальше спокойно себе врать. Я не знаю, как там после 18-го года, поминает ли он до сих пор эти несчастные миллион с четвертью четей, но вот то, что глупейшие ошибки на ровном месте он продолжает совершать, я убедился только-что. Но обо всем по-порядку.
Увидел еще вчера поутру в ленте пост ZEAl с очередным магна-опусом Жукова про Куликовскую битву. Мимоходом ругнулся, но мысленно сделал себе зарубку в памяти, что надо будет на досуге полистать сию ересь, хотя бы просто чтоб поржать. Ну а когда вечером после ужина таки открыл ссылку, стало вдруг мучительно жалко целого часа своей жизни. А тут еще и ютуб милостиво предложил в рекомендациях чуть более раннее и не столь длинное видео от того же аффтыря:
К тому же на не менее любопытную тему. Ну есть у Жукова пунктик по части отмены средневековой русской пехоты. Наверное, ему в детстве пехотинец ногу отдавил.
Ладно, думаю, если на ускоренной перемотке, то уж двадцатью-то минутами можно и пожертвовать. А более длинное видео отложить на попозже. И сидел я себе, потягивал бергамотик с имбирем, ловил фейспалмы, слушая как товарищ Жуков типа разоблачает мифы, пока на 23-й минуте это чудо в перьях не выдало вдруг... Цитирую близко к тексту: «В XVI веке у нас в России <...> рабочий топор стоил 30-40 копеек. <...> Но что такое 30-40 копеек? На 30-40 копеек семья из 5 человек могла жить месяц спокойно совершенно». Это наш герой так подводит к тому, что, дескать, железо на Руси было страсть каким дорогим! А значит, доспехи и боевое оружие и тем паче шли по цене айфона последней модели. И позволить их себе могли ну только совсем уж зажиточные люди або
Тут-то я бергамотом и поперхнулся. И даже не потому, что этот... кхм... нехороший человек вновь ничтоже сумняшеся опрокидывает реалии позднего Средневековья на произвольное количество столетий назад. И не потому, что он на голубом глазу предлагает своим слушателям поверить в то, что могла существовать какая-то единая цена на некий продукт, остававшаяся неизменной на протяжении всего XVI века. Аудитория Жукова — она все равно из категории «не мамонт, не вымрет», ей и не такое на уши вешали. Но потому, что это уже таки конкретные цифры, которые можно конкретно проверить! Все ходы так-то давным давно у кого надо и где надо записаны. Может «Цены и их движение в Русском государстве XVI века» Манькова и не стоят у меня на полке во плоти, но я прекрасно знаю, где ее можно найти в сети. В двадцать первом веке, однако, живем. Не в шестнадцатом.
Итак. Идем в гости к Аркадию Георгиевичу, а конкретно к таблице № 29 (стр. 183-188), листаем ее и смотрим, сколько же, собственно, стоили топоры в Московском государстве с 1552 по 1600 годы? Более ранней информации, увы, у нас нет. И видим, что если в середине XVI века цена на сей рабочий инструмент колебалась в среднем в пределе 7-8 московских денег, то к концу столетия, пережив наибольший свой всплеск в 80-х, она устаканилась на примерно 15-16 деньгах. Но! Внимание) В 1579-м году в Волоколамске единожды за весь период наблюдения была зафиксирована цена на топоры ажно в 42 деньги! Один единственный раз за век.
Ага!.. можно было бы воскликнуть в этом месте) Так вот откуда Жуков взял свои 40 копеек за топор! Ах он жулик! Взял самую высокую из известных за все столетие, явно спекулятивную, цену и выдал ее за обыденную для всего века! А потом еще и перенес в прошлое. Подлог? Подлог. Несомненно подлог. Хотя я и не думаю, что он прям уж так напрямую брал цифры именно из Манькова. Скорее где-то в другом месте, быть может даже и со ссылкой на «Цены и их движение...», прочел что-то вроде: «во второй половине XVI века цена на топор временами могла доходить до 30-40 денег за штуку». И формально это так-то правда. Ведь доходила же? Доходила. Правда, всего один раз и всего в одном месте... Но это уже детали)) А Жуков просто как обычно ухватился за удобный для себя факт, ничуть не стесняясь тем, что грубо вырывает его из контекста. Ему не привыкать скрещивать сову с глобусом.
Вот только в действительности все еще хуже (для Жукова, разумеется), чем кажется на первый взгляд) Дело в том, что цены у Манькова, как я и указал выше, приведены в московских деньгах. Московках, сабельках, если угодно. Не копейках. Копейка, она же новгородка, новгородская деньга — это 2 московские деньги. То бишь даже самый дорогой из всех известных нам за XVI столетие топоров, продававшийся в 1579-м году в Волоколамске, стоил 21 копейку. Не тридцать. Не сорок. Двадцать, мать ее за ногу, одну! А в среднем же цены на топоры за полстолетия колебались от 4 до 8 копеек.
Чувствуете? Чувствуете разницу, насколько наипал своих слушателей по части дороговизны железа и изготовленных из него орудий сей товарищ? Жуков мало того, что в привычной своей манере совершил прямой подлог, выбрав один-единственный, удачно укладывающийся в прокрустово ложе его фантастических теорий факт, и начисто вынеся за скобки все остальное, так еще и тупо перепутал московскую деньгу с новгородской деньгой. Сабельку с копейкой. И забыл поделить на два)) Ну что ж, спасибо уже хотя бы на том, что не стал умножать там, где надо делить) Какой-никакой, а прогресс в сравнении с 2015-м!
Ну, а слушателям сего деятеля типа-научпопа я бы рекомендовал таки делить на два все, что он говорит. А лучше даже на десять. От греха подальше.