House Katsap - We do not jump
Дабы снизить внезапно возросший градус рисовано-анимешного в этом дневнике. И для себя, в копилку интересных наблюдений. Тем паче связанных с моими любимыми номадами. Из этой вот записи в Дайри-бесте:
Психологи сломали немало копий и авторучек, решая вопрос, в какой степени психику человека определяют гены, а в какой — образование, воспитание и прочие внешние факторы. Если одни разбирались с этим на чисто умозрительном уровне, то другие выходили в поле, подобно биологам или геологам.
В 1931 году группа советских психологов во главе с Александром Лурией отправилась в экспедицию в Узбекистан и Киргизию. Там в горных кишлаках люди еще не вкусили прелестей европейской культуры. Почти полная неграмотность вкупе с кучей предрассудков давали широкие возможности для исследований.
Вот пример экспериментальной ситуации. Неграмотному крестьянину показывают изображения лопаты, пилы, полена и топора. Лурия спрашивает:
— Какие предметы похожи? И что лишнее?
— Вот полено, пила, топор — они идут вместе: надо дерево распилить, потом разрубить, а лопата к этому не относится, она в огороде нужна…
Европейская логика гласит, что лишнее в этом списке полено, ведь все остальное можно отнести к более общей категории «инструменты». Психолог пытается подсказать:
— А вот один человек сказал, что топор, пилу и лопату надо положить вместе, что они похожи друг на друга.
Крестьянин упирается:
— Мне кажется, этот человек просто дурак. А может, у него просто слишком много дров?
У тех узбеков и киргизов, которые получили городское образование, логика работала примерно так же, как у москвичей или петербуржцев — инструменты объединялись с инструментами.
Помимо прочего Лурии удалось обнаружить, что у жителей кишлаков не удается сформировать зрительные иллюзии. Казалось бы, обман зрения прошит где-то глубоко в нервных структурах и никак не зависит от культуры и воспитания. Но жители кишлаков упорно не попадались в оптические ловушки.
Хм... в последнее как-то трудно поверить...
Психологи сломали немало копий и авторучек, решая вопрос, в какой степени психику человека определяют гены, а в какой — образование, воспитание и прочие внешние факторы. Если одни разбирались с этим на чисто умозрительном уровне, то другие выходили в поле, подобно биологам или геологам.
В 1931 году группа советских психологов во главе с Александром Лурией отправилась в экспедицию в Узбекистан и Киргизию. Там в горных кишлаках люди еще не вкусили прелестей европейской культуры. Почти полная неграмотность вкупе с кучей предрассудков давали широкие возможности для исследований.
Вот пример экспериментальной ситуации. Неграмотному крестьянину показывают изображения лопаты, пилы, полена и топора. Лурия спрашивает:
— Какие предметы похожи? И что лишнее?
— Вот полено, пила, топор — они идут вместе: надо дерево распилить, потом разрубить, а лопата к этому не относится, она в огороде нужна…
Европейская логика гласит, что лишнее в этом списке полено, ведь все остальное можно отнести к более общей категории «инструменты». Психолог пытается подсказать:
— А вот один человек сказал, что топор, пилу и лопату надо положить вместе, что они похожи друг на друга.
Крестьянин упирается:
— Мне кажется, этот человек просто дурак. А может, у него просто слишком много дров?
У тех узбеков и киргизов, которые получили городское образование, логика работала примерно так же, как у москвичей или петербуржцев — инструменты объединялись с инструментами.
Помимо прочего Лурии удалось обнаружить, что у жителей кишлаков не удается сформировать зрительные иллюзии. Казалось бы, обман зрения прошит где-то глубоко в нервных структурах и никак не зависит от культуры и воспитания. Но жители кишлаков упорно не попадались в оптические ловушки.
Хм... в последнее как-то трудно поверить...
И со зрительными иллюзиями не очень, мне надо показать, что там люди видят - тогда увижу.
Мне просто кажется, что то, видит человек иллюзию или нет, зависит не от типа его мышления, а от того, как функционирует его мозг, какое полушарие преобладает, какие участки мозга более активны. Как, например, здесь (у вас же в дневнике):
mirrinminttu.diary.ru/p136938290.htm
Или здесь:
the-best-of-thebest.diary.ru/p133530533.htm
Ну, в случае с поездом-то и я легко переключаюсь с одного варианта на другой. Но первоначально по умолчанию он у меня все же едет влево. Как и с маской это зависит от работы мозга, т.е. срабатывает на уровне физиологии. В случае со старухой/девушкой, имхо, действует схожий принцип. Тип мышления, логики здесь не при чем. Во всяком случае, я не понимаю механизма, посредством которого они могли бы так вот воздействовать на восприятие человеком зрительной иллюзии.
Думается нам, если ловушка абстрактна - тогда могли и попасться, но некоторые иллюзии построены по принципу "узнаваемости", как бы точнее сказать, (банально первая вспомнившаяся) - два профиля или ваза. А если человек не знает, что такая ваза может быть, он ее не видит - равно как и понятие вогнутости-выпуклости (если его не разъяснить). Так что такое утверждение к необразованности притянуто за уши, по-моему...
И поезд упорно едет вправо у нас)) Даже пытаясь увидеть иначе, ничего не выходит.
Так что такое утверждение к необразованности притянуто за уши, по-моему...
Здесь речь, в общем-то, отнюдь не об образованности или необразованности, а о различии типов мышления людей, принадлежащих к различным цивилизациям. Ведь участники эксперимента - люди, фактически живущие (точнее теперь уже - жившие) еще в доиндустриальную эпоху. Их образ жизни ничем не отличается от образа жизни их же предков XV века, X-го, V-го, да хотя бы и живших еще до нашей эры. Полагаю, будь в распоряжении ученых машина времени и отправься они, скажем, в Европу XV или X веков, то они получили бы абсолютно тот же самых результат. Даже если бы среди опрашиваемых были коронованные особы. Я уж не говорю о простых крестьянах того времени. Иной ответ дали бы разве что выпускники тогдашних университетов, да и то не все.
И поезд упорно едет вправо у нас)) Даже пытаясь увидеть иначе, ничего не выходит.
Попробуйте на пять-шесть секунд расфокусировать зрение. Так, чтобы остались лишь размытые очертание собственно тамбура и человеческой фигуры, но нельзя было бы разглядеть движущиеся детали пейзажа. Затем мысленно дорисуйте их себе, но уже движущимися в противоположном направлении. После чего вновь сфокусируйте зрение.
У меня, в свое время, получилось с первого раза. А сейчас даже не требуется использовать фокус с расфокусировкой - достаточно усилия воли, и черточки начинают мелькать в другую сторону) Хотя при первом взгляде на картинку я вижу именно движение поезда влево - черточки бегут вправо. То бишь оба полушария функционируют примерно одинаково, с небольшим, однако, преобладанием правого)
Попробуйте на пять-шесть секунд расфокусировать зрение.
Вот с этим у нас проблемы... не знаем, как правильно называются эти картинки-иллюзии, когда нужно расфокусировать взгляд и увидеть на вроде бы абстрактном фоне некую фигуру, но мы на них никогда и ничего не видели.^^
Вот с этим у нас проблемы... не знаем, как правильно называются эти картинки-иллюзии, когда нужно расфокусировать взгляд и увидеть на вроде бы абстрактном фоне некую фигуру, но мы на них никогда и ничего не видели.^^
Ну, в данном случае это не так уж и трудно) Попробуйте. Черточки легко смазываются.