House Katsap - We do not jump

Суздальский парадный топор 11 века оказался "княжеского рода"

Реставрация инкрустированного серебром топора 11 века, найденного российскими археологами минувшим летом, принесла новое открытие - на оружии были обнаружены княжеские "знаки Рюриковичей", прежде никогда не встречавшиеся на подобных предметах, сообщил РИА Новости директор Института археологии РАН академик Николай Макаров.

Он напомнил, что этот предмет был найден специалистами института во время исследования остатков средневекового могильника у села Шекшово в Суздальском Ополье. Боевой топор со следами серебряной инкрустации, сильно поврежденный коррозией, вероятно, находился в мужском погребении. Всего на территории Руси, Скандинавии и Балтийского региона найдено лишь полтора десятка подобных топоров.



Двузубец на боковой грани топора.

читать дальше


А ведь действительно чертовски заманчиво получается. Курган, хоть и достался археологам в разграбленном виде, но нет сомнений в том, что он был насыпан над непростым погребением - 18 метров в диаметре у основания, среди находок - миниатюрные бронзовые топорики (амулеты дружинников), арабские, западноевропейские и византийские монеты, предметы вооружения и парадного конского снаряжения (ссыль). N.b. на последнее - т.е. в могильнике было если не реальное, то по-крайней мере символическое погребение хозяина с его конем, что указывает на очень высокий социальный статус покойного. А так же древнейшие из обнаруженных на территории Руси нательные кресты с изображением распятия. Ну и, конечно же, сам топорик - один из всего лишь пятнадцати себе подобных. Причем, в данном случае речь, вполне возможно, идет не о боевом оружии, а об исключительно церемониальном предмете, символе власти. Вроде позднейшей гетманской булавы. Мог ли подобный предмет быть просто подарен или преподнесен как награда выслужившемуся княжескому дружиннику? Или же это был отличительный знак княжеского наместника? Или все же он мог принадлежать только лишь князю из рода Рюрика?

Очень заманчиво было бы видеть в этом могильнике захоронение Глеба Владимировича. Хоть это и противоречит традиционной версии о судьбе тела убитого князя. Впрочем, учитывая то, насколько сие дело вообще темное, почему бы и нет? С другой стороны, судьба некоторых из детей Владимира (Вышеслава, Станислава, Позвизда) вообще совершенно не известна, даже намеком, как в случае со Святославом, или догадками, как с Всеволодом, а атрибуция тех или иных знаков Рюриковичей для кое-кого из Владимировичей (Вышеслава, Изяслава, Мстислава и Судислава) настолько гипотетична, что так же остается широкое пространство для предположений. Я, кстати, вообще не понял, почему в тексте говорится о сходстве обнаруженной тамги со знаками Владимира и Ярослава. По-моему, как-раз с трезубцем Ярослава, центральный шип которого венчает кружок, данная тамга с ее копейным навершием по центру, не имеет ничего общего. Вот со знаками Владимира Святого - сходство довольно близкое. Но все же не полное. Трезубец из Шекшово, пожалуй, напоминает более примитивный, упрощенный вариант тамги Владимира. Хотя несомненно, что при желании мастер, работавший над топориком, вполне мог бы выполнить и более сложную гравировку. Но не стал. Почему? Потому, что знак князя, чей заказ он выполнял, именно так и выглядел? Но тогда этот знак вполне может быть старше, древнее тамги Владимира. Однако же, кресты в захоронении вряд ли позволяют датировать его ранее 80 - 90-х гг. X в. Если только... Княгиня Ольга? Или все же ранний вариант знака Владимира Святославича? Догадки, догадки...

@темы: история, археология

Комментарии
28.04.2012 в 23:36

Тут историк-тян с дипломом мне сообщает, что все эти предметики, типа топориков, монет и конской сбруи, находящиеся в кургане, свидетельства того, что захоронение языческое. Потому оно никак не может относится к особам рода Рюриковичей или их дружинникам, те уже давно к тому времени были христианами. Речь скорее всего идет о неком наемнике, возможно из Скандинавии, так как там элементы язычества сохранялись еще очень долго. Не исключено, что наемник даже высокородный, но скорее всего просто выслужившийся. И уж точно это не может быть Борис или Глеб: языческое захоронение святого великомученика?

Если что, могу позвать самого историка в тред, ибо возможно не все на словах передал верно.
28.04.2012 в 23:46

House Katsap - We do not jump
Black Torn
Ну, насчет княжеского погребения - это я, конечно, фантазирую) Но версии о языческом погребении противоречит обнаружение в могильнике распятий. Христианские, тем паче раннехристианские, захоронения вовсе не обязаны быть безынвентарными.

И уж точно это не может быть Борис или Глеб: языческое захоронение святого великомученика?
Не Борис, конечно же - с обстоятельствами его гибели и местом погребения все достаточно ясно. С Глебом дело темнее. Но, как я уже сказал, я здесь чисто фантазирую - а что если бы. Ну, а уж святость тут и вовсе не при чем - святыми их сотворили Ярославичи десятилетия и десятилетия спустя. К тому же, совершив перезахоронение тел.