House Katsap - We do not jump
В воспоминаниях Саттар-хана, чимкентского и кокандского муфтия, казия и отставного губернского секретаря, опубликованных Николаем Петровичем Остроумовым, есть один любопытный момент. Рассказывая о своем деде - Мумин-хан-ходже, известном чимкентском казие первой половины XIX века, он приводит следующую историю:
"Однажды один житель Чимкента, имевший тяжебное дело, принес моему деду в подарок несколько аршин холста. Дед, на основании шариата, воспрещающего получать от тяжущихся какие бы то ни было подарки, привязал одним концом принесшего холст, а другим концом самого себя и в таком виде водил чимкентца по городу, приговаривая: «Таково наказание тому, о ком думали как о взяточнике», а принесшего холст он заставил кричать: «Таково наказание тому, кто принес взятку!» Обошедши таким образом несколько городских улиц Чимкента, он отказался потом от должности казия".
Саттар-хан, конечно же, настаивал на том, что его дед был кристально честным и неподкупным человеком. Но ей-ей, мне с большим трудом верится в существование подобного казия в то дикое время в Чимкенте) И еще меньше верится в то, что данный эпизод был первой встречей Мумин-хана с попыткой дачи взятки. Все это больше похоже на некий хорошо разыгранный хитрым казием спектакль, рассчитанный на простодушную публику из обычных сартов. Вопрос в том - для чего ему это понадобилось? А уж не для того ли, чтобы таким вот образом утереть нос неким своим недругам, пытавшимся демонстративно уличить его перед наместником хана в получении взятки и, соответственно, сместить с занимаемого хлебного места? Каковое смещение в те времена и в тех краях обычно бывало не только позорным, но и довольно болезненным. Так тот же Саттар-хан в своих воспоминаниях приводит случай, когда один кокандский казий по приказу хана Худаяра, уличенный в неправедном суде (который, впрочем, скорее выражался в нежелании принимать решение, угодное хану), вместе с должностью лишился и половины бороды. Ему ее просто выдрали. И, в общем-то, бедолаге еще повезло.
Судя по всему, недруги Мумин-хана были людьми весьма серьезными, способными в случае неудачи пойти на куда более радикальные меры. Потому казий все же счел за лучшее добровольно оставить свой пост. Но на прощание громко хлопнуть дверью, переиграв оппонентов в их же грязной игре. И заодно оставив по себе добрую славу. То есть, если даже во времена пребывания Мумин-хана в должности чимкентского казия, едва ли не весь город знал его как самого что ни на есть взяточника и корыстолюбца, спустя годы все это, конечно же, начисто забылось. А вот ставшая легендой история о судье и незадачливом взяткодателе осталась в памяти народа. Как там говорил Штирлиц? Лучше всего запоминается последнее слово)))
"Однажды один житель Чимкента, имевший тяжебное дело, принес моему деду в подарок несколько аршин холста. Дед, на основании шариата, воспрещающего получать от тяжущихся какие бы то ни было подарки, привязал одним концом принесшего холст, а другим концом самого себя и в таком виде водил чимкентца по городу, приговаривая: «Таково наказание тому, о ком думали как о взяточнике», а принесшего холст он заставил кричать: «Таково наказание тому, кто принес взятку!» Обошедши таким образом несколько городских улиц Чимкента, он отказался потом от должности казия".
Саттар-хан, конечно же, настаивал на том, что его дед был кристально честным и неподкупным человеком. Но ей-ей, мне с большим трудом верится в существование подобного казия в то дикое время в Чимкенте) И еще меньше верится в то, что данный эпизод был первой встречей Мумин-хана с попыткой дачи взятки. Все это больше похоже на некий хорошо разыгранный хитрым казием спектакль, рассчитанный на простодушную публику из обычных сартов. Вопрос в том - для чего ему это понадобилось? А уж не для того ли, чтобы таким вот образом утереть нос неким своим недругам, пытавшимся демонстративно уличить его перед наместником хана в получении взятки и, соответственно, сместить с занимаемого хлебного места? Каковое смещение в те времена и в тех краях обычно бывало не только позорным, но и довольно болезненным. Так тот же Саттар-хан в своих воспоминаниях приводит случай, когда один кокандский казий по приказу хана Худаяра, уличенный в неправедном суде (который, впрочем, скорее выражался в нежелании принимать решение, угодное хану), вместе с должностью лишился и половины бороды. Ему ее просто выдрали. И, в общем-то, бедолаге еще повезло.
Судя по всему, недруги Мумин-хана были людьми весьма серьезными, способными в случае неудачи пойти на куда более радикальные меры. Потому казий все же счел за лучшее добровольно оставить свой пост. Но на прощание громко хлопнуть дверью, переиграв оппонентов в их же грязной игре. И заодно оставив по себе добрую славу. То есть, если даже во времена пребывания Мумин-хана в должности чимкентского казия, едва ли не весь город знал его как самого что ни на есть взяточника и корыстолюбца, спустя годы все это, конечно же, начисто забылось. А вот ставшая легендой история о судье и незадачливом взяткодателе осталась в памяти народа. Как там говорил Штирлиц? Лучше всего запоминается последнее слово)))
даааа, судья прям красавец ХД
Восточная мудрость)