Возможность заглянуть в глаза людям давно минувших веков...
Миртида - лицом к лицу с прошлымГруппа шведских и греческих ученых и археологов под руководством Манолиса Папагригоракиса (Manolis Papagrigorakis) из Афинского университета (University of Athens), Греция, по сохранившемуся черепу и зубам воссоздала лицо афинской девочки, жившей в V веке до нашей эры.
Ее останки вместе с костями еще 150 человек были найдены в могиле при прокладке метро в 1995 году. Ученые считают, что 11-летняя девушка, получившее имя Миртида, умерла от брюшного тифа во время эпидемии в 430 г. до н.э.
Кости Миртиды прекрасно сохранились, почему ученые и выбрали ее для реконструкции. «У нас был весь ее череп, челюсть, зубы и нечто весьма редкое – молочные зубы на черепе. Все это помогло нам сохранить точность в нашем творении. И мы очень близки к истине – на 95%», – рассказал руководитель исследования.
Приглашенные медики восстановили облик юной афинянки с помощью особой методики. Параллельно с этим специалисты провели анализ ДНК и выяснили, что ребенок стал жертвой эпидемии брюшного тифа.
Гречанку можно увидеть в национальном археологическом музее страны на выставке «Лицом к лицу с прошлым».
читать дальше11-летняя девочка, прозванная учеными Миртида (Миртис, Myrtis), умерла от брюшного тифа во время эпидемии. Ее кости были найдены в общей могиле неподалеку от древнего афинского кладбища.
Почти одновременно с Новым музеем Акрополя вновь открылись глаза афинской девочки, умершей от тифа в осажденных спартанцами Афинах две с половиной тысячи лет назад. Эти глаза, видевшие величие века Перикла и разорение Афин в Пелопоннесской войне, ожили на лице, реконструированном специалистом по черепно-лицевой хирургии Манолисом Папагригоракисом на основе прекрасно сохранившегося черепа, найденного в древнем афинском районе Керамик при строительстве метро. Теперь этому скульптурному портрету суждена долгая публичная жизнь, начавшаяся с его презентации в Новом музее Акрополя и продолжившаяся в серии выставок в Греции и за рубежом.
Девочка обрела не только новое лицо, но и новое имя: современные пигмалионы назвали ее Миртидой. Ее вторая жизнь началась с археологических исследований, предшествовавших строительству афинского метро. На раскопках под руководством Эрси Базьотопулу-Валавани было найдено массовое захоронение с останками примерно 150 умерших. Как раз массовость захоронения и признаки наступления смерти от тифа помогли точно датировать их уход из жизни. Дело в том, что во время Пелопоннесской войны все сельское население Аттики укрылось за высокими стенами Афин, и вскоре в перенаселенном городе началась эпидемия.
Выбор костных останков одиннадцатилетней девочки для реконструкции внешности был обусловлен хорошей сохранностью черепных костей, среди которых были и обе челюсти с почти полным набором зубов, некоторые из которых были еще молочными. Эрси Базьотопулу-Валавани сообщила о находке Манолису Папагригоракису, доценту кафедры ортодонтии Афинского Университета, уже в течение 30 лет специализирующемуся на изучении черепных костей своих далеких предков, и он без промедления приступил к работе.
На первоначальном этапе требовалось отсканировать череп томографом, чтобы затем полностью воссоздать строение лица и черепной коробки. Сканирование было произведено в лечебно-исследовательском центре «Энкефалос» («Мозг») под руководством рентгенолога Панайотиса
Сканирование было произведено в лечебно-исследовательском центре «Энкефалос» («Мозг») под руководством рентгенолога Панайотиса Тудаса. Затем результаты сканирования нужно было обработать для получения трехмерной модели, сначала виртуальной, а потому уже и реальной. За это взялись сотрудники критского Института науки и техники в г. Ханья Маравелакис и Антониадис, создавшие на специальном аппарате точную модель черепа Миртиды. Затем эта модель отправилась в Швецию, где скульптор Оскар Нильсон в течение восьми месяцев «вылеплял» на голом черепе живое лицо девочки. Подобную работу Нильсон уже проделывал для греков, когда реконструировал внешность македонского царя Филиппа ΙΙ. Применяемый им метод называется «Манчестерским» и состоит в последовательном воссоздании лицевых мышц – начиная от глубоко залегающих до поверхностных. В конечном итоге, дошедшим до нас из древности обликом Миртиды мы обязаны огромной работе, проделанной на стыке таких дисциплин как археология, патологоанатомия, антропология и судебная медицина.
На завершающем этапе оставалось только определиться с цветом волос, бровей и ресниц, и здесь специалисты положились на случай, выбрав каштановый оттенок, так как именно он был наиболее распространен, согласно источникам, среди жителей Древней Эллады. Тут мог бы помочь анализ ДНК, признает Манолис, но на такое дорогостоящее исследование не находилось средств – ведь и так вся проделанная до сих пор работа была выполнена на голом энтузиазме. А была она долгой и кропотливой, каждой мелочи уделялось огромное внимание. Даже одежда девочки выполнена из тканного на ручном станке льна по выкройке Софии Кокосалаки на основе древних рисунков, а античный способ сшивания ткани воспроизведен Элени Климоянни.

Диего Вендиго
Когда Миртида была маленькой…
Когда родилась Миртида, то есть около 440 года до н. э., Афины находились на пике своего могущества и купались в лучах славы. Имена Мильтиада и Фемистокла, Перикла и Фидия были у маленькой афинянки на слуху. Уже четыре десятилетия после разгрома персов у Саламина авторитет, а заодно и казна Афин непрестанно росли. Город одевался в мрамор, обставлялся статуями, на глазах девочки на Акрополе строились Парфенон и Пропилеи. Но в 431 году началась затяжная война со Спартой. Непобедимое спартанское войско опустошало аттические поля, а крестьяне уныло взирали на это разорение с высоких афинских стен, предусмотрительно построенных Фемистоклом сразу после победы над персами. Огромная скученность населения в городской черте и привела к эпидемии тифа уже на второй год войны, и за следующие три года вымерла почти треть населения города, более 50 тысяч человек. Среди них была и маленькая Миртида.

11-летняя девочка умерла от брюшного тифа во время эпидемии. Ее кости были найдены в общей могиле неподалеку от древнего афинского кладбища. В могиле, обнаруженной во время постройки шоссе, оказались останки 150 мужчин, женщин и детей.
Вообще, вся проблематика внешности древних греков чрезвычайно занимает Манолиса Папагригоракиса, выступившего главной движущей силой проекта. Подвергнув сравнительному исследованию кости почти 150 черепов из самых разных древних захоронений и черепа своих современников, Манолис утвердился в убеждении, что речь идет о полной генеалогической преемственности. «В сущности, в результате этих исследований лишь подтвердились гипотетические выкладки американских антропологов во главе с Куном, который еще в 1935 году утверждал, что между древними и современными греками не существует особой разницы. Прежде всего это касается лицевых костей, потому что в окружающей мозг черепной коробке есть определенные отличия, но их можно объяснить естественным развитием человеческого вида», говорит Манолис Папагригоракис. Соответственно, Миртиду приняли в Афинах как свою. Еще какое-то время она проведет в греческой столице, а затем отправится в путешествие по городам мира.
Кости Миртиды прекрасно сохранились, почему ученые и выбрали ее для реконструкции.

«У нас был весь ее череп, челюсть, зубы и нечто весьма редкое – молочные зубы на черепе. Все это помогло нам сохранить точность в нашем творении. И мы очень близки к истине – на 95%», – рассказал руководитель исследования.

Для воссоздания лица ученые использовали 3-D-программу, называемую «Манчестерский метод», которая была создана в Манчестерском университете (University of Manchester) и часто используется для реконструкции мумий

Затем эта модель отправилась в Швецию, где скульптор в течение восьми месяцев «вылеплял» на голом черепе живое лицо девочки. Подобную работу уже проделывали для греков, когда реконструировали внешность македонского царя Филиппа ΙΙ.

На завершающем этапе оставалось только определиться с цветом волос, бровей и ресниц, и здесь специалисты положились на случай, выбрав каштановый оттенок, так как именно он был наиболее распространен, согласно источникам, среди жителей Древней Эллады.

Облик Миртиды дошел до нас из древности благодаря огромной работе на стыке таких дисциплин как археология, патологоанатомия, антропология и судебная медицина.





Фанарт по мотивам, такой Миртиду увидел некий современный художник.


Алексей Гришин www.ellada-russia.ru/magazine/45-Статьи/articl..
На то он и художник))
Русалка
Пугающе - это мумии)))
Воссозданные судебными криминалистами по черепу лица никогда не бывают красивыми, так как специалисты стремятся не к красоте, а максимальной точности в восстановлении мускульной ткани лица. Красоту подобным скульптурным портретам добавляет уже фантазия скульпторов и художников.
Если у самой писаной красавицы содрать с лица кожу, до мускулов, а затем вновь натянуть ее назад, красавицей она уже не будет)) По рисунку одной только мышечной ткани воссоздать внешний облик до мельчайших деталей, увы, невозможно. Да и вообще, подобная реконструкция имеет свои допуски точности. И в плюс и в минус.
Это еще далеко не смертельно для женской красоты) Тем паче, девочка была еще далеко от окончательного формирования.
а вообще, жутковато немного от этого всего.
з.ы. не, я точно завещаю, чтобы меня после смерти кремировали.
я бы не сказала, что она сильно похожа на гречанку
Товарищ Папагригоракис (ну и фамилии же у них) иного мнения :Р
не, я точно завещаю, чтобы меня после смерти кремировали.
Червячкам эту работу не доверяешь? ^^
Такие штуки сами собой не проходят и не выравниваются, как и сколиозы, кривые зубы или горбы.
Это еще далеко не смертельно для женской красоты)
Для человека вообще - не смертельно, конечно, а для красоты (и мужской тоже) - вполне себе фатальный удар. *)
Хотя, может она была милягой и обаяшкой. Но что об этом говорить, мало того, что померла фигзнат когда, так еще и вовсе преждевременно...
мне кажется, он просто преувеличивает ХД
по крайней мере, на Кипре я такой тип не встречала, и плюс меня вообще принимали за свою ХД
Товарищ Папагригоракис (ну и фамилии же у них) иного мнения :Р
бррррр, нет
хочу, чтобы меня сожгли и развеяли пепел в каком-нибудь красивом месте
эллины вроде были светловолосые (возможно и рыжие) и светлоглазые? это вроде бы потом уже турки кровь попортили
вообще-то я писала об этом: «В сущности, в результате этих исследований лишь подтвердились гипотетические выкладки американских антропологов во главе с Куном, который еще в 1935 году утверждал, что между древними и современными греками не существует особой разницы.
современные греки именно что турками "попорчены". девочка на наших современных греков как-то не похожа, имхо)))
и об этом:
здесь специалисты положились на случай, выбрав каштановый оттенок, так как именно он был наиболее распространен, согласно источникам, среди жителей Древней Эллады.
ну где тут каштановый оттенок? ХД
Даумантас,
ой, вторая цитата в предыдущем сообщении у меня неправильна, сори >_< там должно быть это:
Червячкам эту работу не доверяешь? ^^
хотя ты ведь наверняка понял, что я имела в виду))))