House Katsap - We do not jump
Так как в Кружке любознательных оказалась ненароком затронута тема вины/невиновности Святополка Окаянного и в очередной раз прозвучало обвинение в создании демонического образа старшего из Владимировичей в адрес Ярослава Мудрого. Думаю, стоит оставить здесь ссылку на уже довольно старую статью, посвященную вопросу формирования Борисоглебского мифа. Точнее, в основном в ней, конечно же, речь идет о дискуссии вокруг точной датировки канонизации Бориса и Глеба и времени создания первой, посвященной им, житийной литературы. Но фактически статья дает развернутую картину всего процесса создания того исторического мифа, огульным развенчанием которого сейчас так любят заниматься всяческие деятели фольк-хистори и, увы, порою даже, казалось бы, серьезные ученые-историки. Огульным, потому что как правило развенчание заключается в элементарной формуле: "снимем все обвинения со Святополка и повесим их на Ярослава". При этом вся аргументация сводится к одной-единственной крайней сомнительной достоверности саге. Даже работая с которой развенчатели умудряются делать выводы, прямо противоположные тексту источника. Но, впрочем, это уже совсем другой разговор.

Приведу только одну цитату из заключительной части данной статьи, указывающую, пожалуй, на время окончательного утверждения в древнерусской литературе классического образа Святополка Окаянного, во многом связанного с образом и одного из внуков Ярослава - Святополка Изяславича:

Важно отметить, что в начале ХII в. у Нестора не было объективных причин для создания канонического жития святых. С одной стороны, князья уже давно, как минимум 30 лет, официально канонизированы, что предполагало уже наличие их жития. С другой - княживший в Киеве в 1098-1113 гг. Святополк Изяславич и сам не проявлял интереса к распространению культа святых, и других не поощрял: не разрешил в 1111 г. Олегу Святославичу перенести их мощи в новую специально выстроенную церковь, т.е. устроить еще одно официальное чествование страстотерпцев. А мы можем говорить о литературной деятельности Нестора только до 1112-1113 гг., окончания им "Повести временных лет". То есть, Нестор, в силу сложившихся объективных обстоятельств мог работать над первым своим агиографическим сочинением только между 1086 и 1088 годами.

С вокняжением в Киеве в 1113 г. Владимир Мономах повел собственную политику, в том числе и в церковных вопросах. Это потребовало переделки имевшихся исторических и создание новых церковных сочинений. Помогал ему в этом отчий Выдубицкий монастырь, пасомый игуменом Сильвестром. Им и была создана новая редакция "Повести временных лет", в которой выражены и симпатии к князю Владимиру Мономаху, и антипатии к Святополку Изяславичу. В частности, в летопись помещена "Повесть об ослеплении Василька Теребовльского", свидетельствующая о причастности к этому преступлению князя Святополка. С другой стороны, в летопись включено "Поучение Владимира Мономаха", проникнутое смирением и братолюбием (не мстит, а прощает Олега Святославича - убийцу своего сына).


@темы: история, ссылки