House Katsap - We do not jump
Про созданный неким тувинским аспирантом героический эпос, посвященный Шойгу, где так же фигурируют багатуры Путин (Путтуг могэ Делегей ээзи/Пут дазылдых могэ) и Медведев (Дидим Анаа толдуг Адыг/Дидим Анаа тол Адыг оглу), я, помнится, как-то недавно уже писал. Но вот, наконец-то, эта прелесть попалась мне на глаза целиком)) Да еще и с комментариями самого автора. И даже свежим продолжением. Наслаждаемся!
От автора:
От друзей из Чукотки, я узнал, что за личный вклад в дело сохранения и развития коренного малочисленного народа – чукчей, они создают героический эпос о экс-губернаторе Чукотки Романе Абрамовиче. По их словам, чукчи были готовы вновь его избирать своим губернатором.
У нас в Туве, у малочисленного народа тувинцев и тоджинцев тоже есть герой. Идея эта родилась в кругу друзей в ТувГУ. Идея написания богатырского эпоса «О Сергее Кужугетовиче Шойгу, спасателе Кам-кижи». Для этого много фактологической информации в интернет-ресурсах. Эпическая традиция сложения героических сказов о современниках прервана, нет эпосов о живущих и здравствующих наших героях, поэтому очень трудно писать об их подвигах и делах, об его окружении.
В отличие от эпических героев прошлого, во-первых, мы С. К. Шойгу видим, во-вторых, слышим, в-третьих читаем, в-четвертых, можем потрогать и поговорить. Он – земной человек. В-пятых, он – действительно, герой тувинского и всех российских народов, и многих других стран, где его отряды спасали людей.
Богатырский эпос «О Буга тур Шойгу» – это моя лабораторная работа по реконструкцию всего того, что я сам смог понять и уяснить для себя. Для меня важно было сохранить эпические традиции преемственности, правдивости и историчности. Основой эпоса стали тувинские героические эпосы, исторические легенды, сказки и тэнгрианская философия древних тюрков и монголов. Профессор Абаев Н. В. провел исторические изыскания о возникновении племени Кужугет от найманского племени Таян-Хаана (китайск. вариант), Он-Хаан (тюрк. вариант), и его сына Кучутуга (Кучулук-хаан), одного из самых образованных, сильных ханов, который принял христианскую веру. Его образ удачно вошел в героический эпос, об этом будет сказано отдельно.
Слушайте и запоминайте, узрите истину и правду моих слов, передавайте сыну, дочери и внукам «О доспехах богатыре Шойгу», который родился между двумя драконами в долине Хемчик, у реки Хондергей.
Со времен сотворения мира тыва кижилер (тувинцы) жили между спящими Улу- драконами в шести долинах. В одной из этих долин проживало племя Кужугет.
Они, как все люди тывар тывалар, своей силой (Кужу-биле) и ловкостью добывали диких животных, собирали дикие растения, пили чистую воду, радовались жизни.
Однажды по велению зова предков их старейшина поднялся на священную гору «Чингирлээн», принял позу для Харам и провел ритуал Тейлээр поклонения Создателю (Чаякчы ). Он ничего не жертвовал, священного огня не разводил. Он просто молился, говорил: «Создатель, я твой сын на земле «хос подум» (букв. “я пустой”) не обременяю тебя просьбами, благодарю тебя, что живу на земле. Когда мне холодно, не говорю холодно. Когда жарко мне, не говорю тебе жарко. Создатель, чтоб согреть пищу, вы дали дерево и уголь для огня. Для утоления жажды – чистую горную воду. В тайге обитают дикие животные и растения, которые дают моему телу земную силу».
После девяти дней моления вождь спустился в долину и жена его после девяти лун родила сына крепкого, кучерявого, с носом как дикий лук.
После Той предки дали ему прозвище «сергек» (букв. “бодрый”). Он рос сильным, бодрым, шаловливым. Его характер был в его имени. Пил живительную воду горных ручейков, целебную воду аржаанов, вдыхал в себя холодный Сай Улу (букв. “северный Дух”) и жаркий летний южный Танды-Уула.
Когда он вырос и окреп, спустился вниз по воде, словно рыба мыйыт, получил он знания у старцев на берегу реки Эне-Сай, в большой красной юрте. Стал он, после долгих лет учебы умным, сильным и могучим, как Буга (бык). Строил он в далеких землях заводы и дома, творил добро.
В народе шести долин и тайги зашептали – “Родившийся в племени Кужугет парень по имени Сергек-Сергей творит чудеса, внизу по течении реки Эне-Сай. Слава о нем растет с каждым прилетом драконов-Улу, гром и молнии извещают о его делах тувинскому народу”. “Вернется ли богатырь на родную долину?”, – шептали в народе о защитнике рода, племени Кужугет. Курай – Курай – Курай.
Однажды ему стало легко на душе, он провел ритуал девиг, после девяти шагов взлетел на небо в образе Орла, долетел по лучам утренней зари до херим (русс. забор, кремль) и спустился он в образе человека богатыря в чугунных доспехах.
Избранные Синим волком богатыри в хериме-кремле, увидели, что у него орлиный взгляд, плечи как у быка, руки как у медведя и дали ему «хуурек» (букы. “лопата”), словно меч богатыря в сказках и легендах.
Избранный Небом, потомок Синего волока Эрцих ни – Кол-Ай, сын Бору – волка (Борис ) – Главный волк говорящий с Луной (ай) оставил позле себя бугатырей «Пут дазылдыг могэ». Ноги одного из них как корни врастали в землю, сам же в седло коня. Крепко стоящего борца в народе прозвали «Путтуг могэ» (Путин) Влад еющий и мир ом ( Делегей ээзи).
Другого бугатура в народе звали Дидим (Дмитрий) Анаа толдуг (Анатольевич ) из рода Адыг (медведь), потомок первочеловека. И сказали те бугатыри Сергеку «Ты спустился к нам от Вечного Синего Неба –Тенгри, владеешь волшебством неведомым для нас, у тебя орлиный взгляд, плечи как у быка, руки как у медведя, будешь –СПАСАТЕЛЕМ (Амы-Тын алыры) нашей земли, от восхода до заката в образе Орла будешь облетать матушку-землю, остерегать от беды, от медведя до мышей. На море и океане и в реках спасать от кита до карася.
Его сила «КАМГАЛЫКЧЫ» простирается везде, где свет Солнца и Луны достигают землю и моря. Оберегать все живое на земле – это его судьба, дарованная Вечно Синим Небом – Тенгри. Для племени Кужугет он стал могущественным спасателем: как орел, взлетая высоко, от восхода до заката посещал верхний мир и земли от Севера до Юга облетал. В срединном мире, как бык служил людям. Как мышь успевал и заглядывал в страшный, подземный мир, узнавал про тайные дела Эрлик-Хаана.
За свои заслуги перед народом живущих под Вечно Синим Небом, он отмечен славой демдек Маадыр (герой) Буга дыр. Сакральные числа 1- 999 отметили его бессмертие.
Собрал вокруг себя богатырей, которые едины духу и по делам праведным, народу истину просвещать. Во всех уголках земли от восхода до заката его сторонники сидят, поддерживают нить единого дыхания с ним под Вечно Синим Небом -Тенгри.
Общий предок Ада-Тюрков Синий волк, хозяин земель, простирающих от восхода до заката, там, где вечно светят Солнце и Луна. Великий дух, Тын Синего Волка охраняет род племени Кужугет и распространяется на все народы живущих в лесах и горах, степях и пустынях, на берегу рек и морей. Его дух-Тын как луч света объединяет его с животными, растительным и водным миром, вселяя надежду быть- найденным, спасенным, оживленным, сохраненным.
Его Богатырское тело, его родные, обрели доспехи Шой – чугун, не боятся ни жары, ни холода и в народе про них говорят Шойгулуг улус. Его волшебство- хулгаазын состоит из духа – Тын, Создателя Тенгри. Он бессмертен под Вечно Синим Небом – Тенгри, пока живет племя Кужугет, живут и другие племена Тыва чон.
Я, потомок рода «Адыг-Тулуш», живущий испокон веков на берегу реки Улуг-Хем у скал Улуг-Хая горы Буура -Даг и Танды-Уула и священной горы Хайыракан, - земной свидетель под Вечно Синим Небом и Духом Синего Волка, подтверждаю, что это правда. Я сказку и легенду не сказывал, он живой и будет жить на земле пока одет в свои доспехи из чугуна (Шойгу)
Адыг-Тулуш глаголет: «Слушайте свидетеля Синего волка. Когда его дед провел ритуал Харам и Тейлер, Создатель увидел, что он, не разводил священный костер, и не брызгал арагу и не просил ничего от Создателя, несмотря на свои страдания за свой род-племя Кужугет.
Создатель дал родившему ребенку демдек – знак неба, темно-синее пятно ниже поясницы, частицу себя Вечного Синего Неба-Тенгри!
А отцу ребенка Вечное Небо возвратил память о предках, его родовые корни берут начало от славных Уйгуров племени найман.
Кучутуг-Хаан, сын Таян Хана, после исторической битвы у реки Иртыш на Алтайских землях ушел от Чингине –Хаана в страну Урянхай.
В местечке Кызыл–Даг в Бай-Тайге, где покоится прах Буга туров племени найманов, остался улус Кучутуг хана, хранитель могущественного очага Таян-Хаана. С легкой душой он прославил себя как полководец, был Царем в Средней Азии. Кучутуг Улус за 900 лет в долине реки Хемчик стал именоваться как племя Кужугет.
Вот и эпосу конец, кто слушал меня, тот поймет, кто читал, запомнит. А кто газету купит и сохранит, и внукам расскажет, тот молодец. Наш герой еще много славных дел сотворит. И уста народа будут говорить, пером пропишут люди о нем. А кто придет на Великое камлание, тот очистится, будет храбрее, умнее, доблестнее. Вечное Синее Небо после девяти шагов вас приметит и лучами утренней зари отметит.
С тех пор каждые 900 лет рождаются великие Бугатуры и события на земле. Тувинские «Камгалакчы» (шаманы) Небесного происхождения общества «Адыг-Ээрен» проводят с прошлого года ( август 2011г.) Великое камлание девяти ритуальных костров. Девять Кам-кижи из девяти кожуунов во время ритуала встречи первых солнечных лучей «Эртенги –Хун» в образе небесного Орла делают «Девиг» – первые девять шагов, начало начал, посвящая его предкам - Буга турам.
Камлание проводится, для того чтобы духи предков воинов не проникли в душу слабых, пьяных и больных. Первые лучи утренней зари пронзают наши тела, очищают Тын, делая его чистым в делах, как небо светлым, желание и помыслы народа как солнце теплыми, терпение и страсть холодными как луна.
Этот обряд проводится и в августе в день животноводов в честь Тувинского народа, в честь вождей – древних Ада Тюрков и сынов Синего Волка и Правителей Тувинского народа. Оршээ Хайыракан ! Не буду творить плохое народу, Небу и Матери земле – пусть меня покарает Создатель, а Эрлик- Хаан заберет к себе. Оршээ ! Оршээ! Оршээ, моя тайга Танды –Уулам, Сайлыг –Улу, Улуг-Хемим.
Под Вечно Синим Небом –Тенгри все равны. Небо дает права человеку – быть избранным!
Комментарий сакральным терминам тувинского языка, с которыми автору было легче объяснять, строить текст на русском языке и используемых в эпосе и других моих лабораторных экспериментальных работах, для внедрения в современную практическую культурологию:
Амы –тын алыры- спасатель. Орус-тыва словарь стр.241 1988г. Д.А. Монгуш.
Буга тыр, тур. – стоящий бык (тур-стой, стоять). Бык, сравнительный образ человека для определения силы, стойкости, могущества. В русском языке звучит как богатырь.
Тей – Пик. Острый пик скалы, подниматься туда трудно, только Те – Козерог, который может подняться и коснуться небес.
Тейлээр - молиться, человек должен подняться на холм обратится к Вечно Синему Небу, при этом он сам становится образом Тей- пика.
Харам чер – холм, удобная возвышенность для просмотра долины в бытовых, военных целях и ритуальных - поклонения Создателю.
Девиг - танец орла, образное обращение к Создателю, также вызов соперника на честную схватку.
Чаякчы – Создатель, Небо – Отец. Все что делается Создателем - вечная основа Духа-Тын.
Чер-Ием – Земля-Мать, все рождается и творится на земле.
Шой - Чугун. Шойгулуг кижи – человек в чугунных доспехах. Богатырский образ применен для объяснения, чтобы он в доспехах из чугуна не мог улететь как драконы в великую пустоту вселенной (октаргай), потому, что его дух – Тын, наравне с духами драконов. Поэтому в земной жизни его необходимо одевать тяжелые. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов и Н. Ю. .Шведова стр. 888 4 изд. 1997 г.
Оршээ – прости, просьба перед Создателем о прощении грехов.
Хайыракан – медведь, тотемное животное тувинцев и многих таежных кочевых народов Евразии, иносказательное.
Той - праздник, собрание рода-племени или друзей в честь – рождения, свадьбы, похорон.
Кок–бору - Синий волк – тотемное животное, прародитель древних Ада -Тюрков.
Богатырский образ Бору-Борис применен для обозначения величия первого Президента России Бориса Ельцина. Расшифровка имени Кол–Ай., обозначает Кол – главный, первый, вожак, вождь. Ай – означает Луна. Смысл – главный вожак стаи, имеющий право обращаться к Луне – хозяйке тьмы.
Улу – Дракон. Тувинский вариант реконструкции этого концепт автором Ай-бек Соскалом см. в интернете – Легенда «О сотворении мира».
Кратко, Улу – это живительный выдох Создателя между небом и землей. Вначале оно было единое целое. Но распалось об пику скалы на четыре части и стало четырьмя драконами. «Кы ыш» «Час» «Чай» «Кус». Драконы бессмертны: это дух-тын (облако) заполняняет весь животный и растительный, водный мир на земле. Ползающее передвижение драконов называется Чыл (чылар, чылан – букв. “змея” ” ползать”).
Сай – Уула – Саяны, горы Саяны.
Камаглакчы – спасатель, охраняющий род и племя. Коротко и уважительно Кам –кижи. Его действия дунгурлээр (бкув. бить колотушкой об бубен).
Кам, (Хам) – тувинско-сибирский вариант (шаман – дальневосточный). См. труды профессора Абаев Н.В. Тув. ГУ.
Мен,- родимое пятно. Темное синее пятно у новорожденных на пояснице и ягодицах ребенка. (в народе -монгольское пятно).
Кужугет- Кужтуг-сильный, кужуген – полевая мышь . Кужу ке(т)дергей – очень сильный сокр. Кужук(г)ет.
Кучулуг, Кучутуг – сильный и великий государь, Чингисиада «Сокровенное сказание монголов» 2009 г. Рашид –ад-дин. Сборник летописей г. Улан-Удэ. стр. 182
Эпос – Повествовательный род литературы (в отличии от драмы и лирики). Произведения народного творчество – героические сказания, песни. Народный героический эпос. Богатырский эпос. Э. жанр. Э. стиль. Стр. 912. Толковый словарь Русского языка . С .И. Ожегов. и Н. Ю. Шведова. 4-е издание Москва 2003 год.
Ссыль.
А вот уже и новая часть сего эпоса. Навеянная последним назначением батыра Шойгу на место Серого тюков таскателя xD
От бурого медведя у речки Туран до реки Пий-Хем хозяин благородных оленей, шелуша доспехи шишек кедрача, набираюсь я ума. Доспехи с шишек снять не проблема, а зернышко то одно, оно все равно упадет с лап-когтей и, пустив корни не спеша, превратится в могучий ствол кедрача. Так шишки, становясь богатырями, много лет будут жить, радуя зверей и птиц в долгие года.
Слушайте дальше бурого медведя – время бежит, человек творит дела, солнце сменяет луна, реки чистые текут с гор в долину. Облака плывут туда-сюда, то белые, то черные вести с утра неся – слухи, сплетни, зависти и радости земных людей, не спеша. Услышали иль увидели, одели в доспехи богатыря. Начали писать, сплетни распускать, он такой и не такой, плохой и хороший, но все равно народный герой и богатырь. Когда идет богатырь в чугунных доспехах, его плечи как у быка, те кто рядом, не замечают тяжестей чугуна, натирают ему бока. Звери, птицы лесов, полей, тайги завидуют, не ведая о сокрытой силе в теле мужика, героя и богатыря.
С нашего Буга тура, по просьбе богатырей в кремле “ты устал отдохни, без тебя тут есть богатыри”, сняли с плеч звезды яркие даже днем, и лопату трудовую всю в царапинах, погнутую за долгую службу на посту, в амбар закинули – старье.
Но доспехи чугунные на Шойгу врожденные, Небо дало ему знак, потому судьба и без лопаты обойдется, ведь лапы как у медведя, не беда. Отправили мужика недалеко работать дворником под Москвой. Чтобы не натворить нечаянно бед своей неведомой силой и волшебством спасателя, не баловать народ потехи ради, сделал себе веник из кустов, деревьев, обвязав его волшебным узлом. Начал наводить метлой порядок на дому и во дворе – в области, доверенной ему.
- Бугатур орлиным взглядом ловил мышей, сусликов и хомяков, сметал веником с улиц и дворов барсуков.
- Бугатурскими плечами, одев хомут на шею, тянул телеги служивых и придворных, в душе полные раздора, зависти и грязи.
- Бугатурскими делами, лапами как у медведя для проезда железных кобыл и жеребят дороги копал, лес валил, порядок наводил.
Народ, увидев работу богатыря, надежду возложил о честной жизни среди полей и лесов. Тропинки стали безопасней от опасных клыков, все в поле и в лесу получили равный доступ к дороге на водопой.
В это время, Пут дазылдых могэ, владеющий миром, открыв ворота забора (херим), оседлав коня, промчался под Москвой, посмотреть на героя без доспехов, дворником ставшего по воле небес. Не слезая с коня, он промчался мимо здоровенного мужика с веником в руках, не узнав в нем героя богатыря. Все везде было чисто, тропинки без клыков шакалов опасных и следов когтей глубоких на земле. К водопою мирно направлялось, напивалось разное зверье – маленькое и большое, сильное и слабое.
Ему стало хорошо, что все в порядке в ближайшем зверином мире, спать спокойно можно и сны теперь добры, приятны, веселы.
Прошло ни мало и ни много. Тот служивый, который был для него опорой, надеждой и покой хранил в кремле, серым волком оказался – тюков таскателем.
А история такова. Остановил он вожака сборщиков дани, здоровый, сильный молодой приглянулся добрый молодец богатырю, и возложил он на него хозяйство стеречь, родину и войско доверил. Мирские дела солдат – ратников, воевод едой, домами и службой у границ обеспечить. Железные птицы, черепахи и телеги ковать-латать, отчизну защищать.
Но серый волк все в лес смотрел, тюки втихаря стал таскать он в логово свое - шкуры соболей, да не простые, а из слез сирот, стариков-фронтовиков, живых свидетелей войны.
Мыши, суслики, хомячки, собаки не боятся чужака – заметил богатырь Пут дазылдых могэ, толстые стали, лоснятся жиром их меха. И собаки сторожевые не лают, не гавкают, от лени лижут между ног, чтоб мочой не пахнуть в конуре, сытной жизни миг удачи во сне и наяву ловя. Среди самцов больших и маленьких с клыками и зубами Самки бегают туда-сюда, легко давая нюхать под хвостом самцам и с ума их сводя. Благородные воеводы запахом одурманенные, с звездами на плечах, в клыках и когтях несли добычу, забыв отчизну, родину и ратные дела.
Воеводы, ратники забыты, Серый тюков таскатель остатки им свои давал, сократив, убрав, забрав народное добро. Защитники отечества сыты макаронами до тошноты, а что толку от них – воевод и ратников без настоящего вожака-богатыря. У того запахом самки сладостно нос забит, поднять мечи, одеть доспехи силы есть, а духа нет. Втихаря воевода макаронник получил звезду с небес, упавшую в сортир, по секрету тайно от ратников он обмыл ее. За то, что тюки серого волка геройски он таскал в лес-логово. В то время главный медведь когтями узаконил, нацарапал – он молодец, не видя, не слыша его ратные дела. Вот такие дела, наверху у нас творятся…. герои пахнут сортиром.
Рассердился наш борец Пут дазылдыг могэ, что не дают сидеть в седле коня, на долгие времена подпитаться корням черной кровью из недр земли и драгоценными камнями исцелить хребет богатырский. Принял решение быстро, опасно стало в тайге, в поле и в лесу. Убрал, прогнал Серого волка – макаронов и звезды вонючей любителя, серозные тюки от таскателя налево.
Призадумался Пут дазылдых могэ, поборол я серого волка тюка таскателя, как владеть миром на земле без щита и меча, кто поднимет щит, поднимет острый меч и покажет врагам вокруг. За кем пойдут на подвиг ратники, воеводы, дух единый их нитью соединит. Позвал на совет другого богатыря (Дидим анаа тол, адыг оглу), храброго, простого происхождения из рода медведя, законника тайги. Их разговор в тайгу с запада на восток передал ветер северный.
Дидим анаа тол Адыг оглу - Могэ, владеющему миром: “У нас в лесу и в поле суслики и мыши, хомячки становятся все сытней и ленивей, не исполняют свой долг, а птицы, звери худеют, справедливости нет под Вечно Синим Небом. Вы сильный ловкий борец, могучей ногой подцепили на лопатки положили серого волка – тюков таскателя, будет вам зачитана победа – иппон. Кимоно чистое и белое после схватки у вас”.
- А я один могучей своей лапой раздавлю, раскину, выйдя из тайги, наведу порядок в поле и в лесу, мышей и сусликов накажу. Позову служивых волков и борзых собак на государевой службе они у нас.
- Эй Бастыр акый, где твои клык и когти, лапы сильные? Не исполняешь свои дела. Хвост пушистый от безделья, нюх потерял следока. Трусом стал, очнись, управляй, наведи порядок в поле и в лесу, по следам иди, в амбарах поищи, норах покопайся, вытащи ворованное добро народное.
- Эй Чайка белая, прокурился, устал летать, старый стал, взлететь не можешь в синее небо, осмотреть земли от восхода да заката. Сесть на озеро и море, боишься простудить добро, не можешь рыбок наловить. Где белая правда на земле, не видишь, не слышишь как тайга шумит, как в поле и в лесу, мышки, суслики не бегают, наворовали и сытые в норах лежат и пукают наверх.
А что же делать, нет среди нас богатыря героя (маадыр), чтоб народ был за него стеной, а не соринкой в глазу, и дух поднять у стражников земли, чтоб не могли гавкать, каркать всякие враги.
- Пут дазылдыг моге говорит – Что-то спать и ходить в кремле опасно стало, а вдруг красная звезда с башни упадет, раздавит нас и разобьется. А осколки разные, веривших в звезду народов собрать я не смогу, постоянно сон мне снится, беспокоюсь я давно.
- Дидим анаа тол, адыг оглу богатырь – Мне бурый медведь родня, там вдали, в Центре Азии Адыг-тулуш благородных оленей хозяин от речки Туран до реки Пий-Хем у святых источников Аржаан напомнил о богатыре герое маадыре, родившемся между двумя драконами в долине реки Хемчик Чадаан. С орлиным взглядом он, плечи как у быка, руки как у медведя, лапы мощные, владеет неведомой силой.
Богатырь теперь занят мирскими делами, таскает телеги с барахлом, метлой очищает дворы и дороги, орлиным взглядом ловит мышей и сусликов, сорок белобок, наводя порядок в княжестве небольшом.
Пут дазылдых моге – Верно, вовремя напомнил о богатыре герое, не лежать ему на печи, не пахать ему на поле, не таскать ему в ведрах воду с пруда, не метлой махать -чистить дворы и дороги. Богатырь есть богатырь. Это не судьба его, зови героя богатыря.
И позвал он Буга тура в херим (кремль), на доспехи нацепил яркие звезды, падающие с небес, и сказал – настал твой час, судьба в тебе есть, демдек (знак) Вечного Синего Неба. Ты избран небом – Тенгри, владеешь неведомой силой и волшебством, прими щит страны и меч, карающий врагов (Камгалакчы бол).
В правой руке Шойгу буга тур лопату крепко держит в руке, в левой меч святой, выкованный из небесного камня создателя – Тенгри. На спине висит кольчуга, сплетенная народами земли российской. Воеводы и ратники присягу тебе дадут, сохрани страну от врагов, руби сорняки вокруг, пока я здесь сторожу логово старого вождя.
Я врос в седло, управлять привык с коня, с уздечкой и плетью не расстаюсь со дня правления моего. Если слезу я с коня, ноги врастут в землю глубоко, проблемы под землей в срединном мире задушат корни мои – жалобы, заявления зверей и птиц в тайге, насекомых в поле и в лесу. В левое ухо сплетни жужжат, а правое ухо карр.. карр… каркают мне. Гав, гав собаки лают мне, ку-ка-реку кричат везде, под ногами сорняки растут, не дают покоя, от постоянных предательств и оборотничества ставленников запутался – доверяя, не проверяя их.
За девять дней наш богатырь герой должен верных стражей воевод собрать, которых не купишь соболями и зелеными шкурками заморскими. Чужестранными конями, кораблями армию не создать, макаронами воеводам и ратникам не угодить.
Нос богатыря как дикий лук – это подарок создателя-Тенгри, как щит небесный не пропустит он дурной запах в нос и мозг, не заколдуют богатыря чары самки, вот вам мой секрет – а вы смеялись над Сергек.
Тайну поведаю о неведомой силе Маадыра Сергека, героя, в крови которого белая кровь матери течет, с молоком впитал он с детства тайну святой Киевской Руси и братьев белорусов богатырские дела.
По отцовской линии в богатырском теле Сергек Шойгу течет кровь Кучутуг Хана, кость от древних Ада-тюрок как крепкий столб, дух синего волка в нем – потомке уйгур, кыргыз, таджик, узбек, туркмен – тюрк кижи, братьев родных Буга туру. Он урянхайской земли хозяин, повелитель двух драконов севера и юга, и Кол Кижи, главных собирателей вшей хранит он тайну в сундуках создателя –Тенгри…
Сакрально, что герб страны – орел двуглавый символ наш, его корона знак Тенгри – мы все равны. И то, что в нашем герое белым молоком кровь течет, а тело крепкое бугатурское тюркским миром сотворен, доспехи чугунные тонкой нитью Хуанхэ и Янцзы соединены.
Какие у великих богатырей великие дела творятся – слухи ветром гонят облака в тайге, то радостные, то страшные… Страна живет, страна страдает, смутные времена, надежды нет, нас куда несет – на социализм, коммунизм, капитализм…..? Что нас ждет впереди …. Народ думает и ждет!
Что же богатырские дела не будем обсуждать, дайте время - и день и ночь девять лет ему носить доспехи тяжелые, острый меч, щит надежный, крепкий от врагов неведомых, коварных.
В то же время все вокруг зашепталось, засуетилось, от зависти желчь потекла в желудок, слюни с губ потекли, от сплетен пальцы кнопки нажимают, червивые души рабов анонимно что попало пишут – трусы, подлизы, сосунки.
На родине богатыря течет река Хемчик, и река Хондергей течет с горы Чингирлен -аржааном стала, озеро Кара–Хол белее стало. Белым снегом гора Чиргирлен покрылась, о нашем герое девять лет на белых страницах черным пером черного грифа пропишут.
В народе будут говорить о трех богатырях – вечно бодрый Сергек маадыр Буга тур с мечом лопатой и щитом, второй Герасимов звучит как герой эпосов о Гесере (Кезер -резать когтями и клыками, хвостом сметать врага), третий Пут Дазылдыг могэ хаджиме – побеждает подсечку проведя, уложив борца на лопатки, прижимает до ковра – иппон.
Три современных богатыря обладают сундуком, открыв его решают вершить дела от имени создателя – Тенгри, пробудить ли двух драконов Саян -Уула и Танды- Уула. А после пробуждения вершина Монгун-Тайги станет ровным полем навсегда. Бай-Хол (Байкал) драконы выпьют до дна, улетят драконы навсегда в октаргай (вселенная) неведомо куда.
Наверху с казны воруют миллиарды, а внизу воруют у бурого медведя в хозяйстве, ограду стащили шакалы оборотни, благородные олени разбежались. Законы есть, исполнений нет, вожди есть, а рыка нет. Вот мой вам маленький ответ.
Земная жизнь коротка, богатыри творят дела, о них слагают легенды, мифы, эпосы тогда. Народ слагает в трудные времена, докричаться не могут до правителей, царей, королей, вождей, когда мышки-суслики жиреют, хомяки ручные красуются в тепле. Шакалы красятся в волков, служа-исполняя государевы дела. Вороны соловьем поют «о кей». Борзой служивый шары надувает в конуре разноцветные, скрывая под них серость, сырость, гадость, подлость, подставляя богатырей.
Ветер гонит белые, серые и черные тучи под вечно Синим Небом
Интернет взорвался от любопытных, жаждущих правды жизни слов, и тех, кто ищет только вшей и грязи, сосет из когтей медведя грязь и кровь, чтоб уличить его в подхалимстве, близости к телу богатырей.
Вот эпосу очередной конец, народ услышал, прочитал. Кто понял молодец, сохранил газеты, распечатал на принтере, показал друзьям, с соседями обсудили кто есть кто -истинный мудрец.
В простых наборах слов моих истину узрели мусульмане, буддисты, православные – священное, могучее древнее слово Тенгри – Вечно Синего Неба-Творца.
Эпос написать не соску сосать и не леденец лизать, это ответственность за правдивость, надежду на справедливость, смелость тут нужна, сказать правду в лицо богатырю.
Узнали имя богатыря в стране далекой, под небесами древняя река Хуанхэ стала еще желтей, а стены древние выше и длинней. Река Янцзы покраснела, предвидя прилет богатыря, помнят былых веков дела Хуанхэ и Янцзы - древних варваров мечей, лохматых маленьких боевых коней, взлетающих на стены крепостей.
Молчат в раздумье ханьцы, вспоминая героя степи давно минувших лет – Сумекчи (Субудая) буга тура урянхай кижи, непобедимого и не побежденного в бою.
Маньчжуры оперились, видя орлиный взгляд вожака. Монголы проводят день рождения Чингис-Хана, не позвав богатыря – потомка прародителя старшего брата Урянхая.
Предки его - потрясатели Евразии, прародители от Тобо мергена, Кол кижи Урянхай черде, рожденный под Вечно Синим Небом Сергек маадыр Буга тур. Потомку древних уйгуров Каганов Буга тур Сергек маадыру Курай… Курай.. монге Уе де делгеренгей АЛДАР ! АЛДАР ! АЛДАР !
Ссыль.
От автора:
От друзей из Чукотки, я узнал, что за личный вклад в дело сохранения и развития коренного малочисленного народа – чукчей, они создают героический эпос о экс-губернаторе Чукотки Романе Абрамовиче. По их словам, чукчи были готовы вновь его избирать своим губернатором.
У нас в Туве, у малочисленного народа тувинцев и тоджинцев тоже есть герой. Идея эта родилась в кругу друзей в ТувГУ. Идея написания богатырского эпоса «О Сергее Кужугетовиче Шойгу, спасателе Кам-кижи». Для этого много фактологической информации в интернет-ресурсах. Эпическая традиция сложения героических сказов о современниках прервана, нет эпосов о живущих и здравствующих наших героях, поэтому очень трудно писать об их подвигах и делах, об его окружении.
В отличие от эпических героев прошлого, во-первых, мы С. К. Шойгу видим, во-вторых, слышим, в-третьих читаем, в-четвертых, можем потрогать и поговорить. Он – земной человек. В-пятых, он – действительно, герой тувинского и всех российских народов, и многих других стран, где его отряды спасали людей.
Богатырский эпос «О Буга тур Шойгу» – это моя лабораторная работа по реконструкцию всего того, что я сам смог понять и уяснить для себя. Для меня важно было сохранить эпические традиции преемственности, правдивости и историчности. Основой эпоса стали тувинские героические эпосы, исторические легенды, сказки и тэнгрианская философия древних тюрков и монголов. Профессор Абаев Н. В. провел исторические изыскания о возникновении племени Кужугет от найманского племени Таян-Хаана (китайск. вариант), Он-Хаан (тюрк. вариант), и его сына Кучутуга (Кучулук-хаан), одного из самых образованных, сильных ханов, который принял христианскую веру. Его образ удачно вошел в героический эпос, об этом будет сказано отдельно.
Многа букафф.
Эпос «О богатыре Шойгу»
Слушайте и запоминайте, узрите истину и правду моих слов, передавайте сыну, дочери и внукам «О доспехах богатыре Шойгу», который родился между двумя драконами в долине Хемчик, у реки Хондергей.
Со времен сотворения мира тыва кижилер (тувинцы) жили между спящими Улу- драконами в шести долинах. В одной из этих долин проживало племя Кужугет.
Они, как все люди тывар тывалар, своей силой (Кужу-биле) и ловкостью добывали диких животных, собирали дикие растения, пили чистую воду, радовались жизни.
Однажды по велению зова предков их старейшина поднялся на священную гору «Чингирлээн», принял позу для Харам и провел ритуал Тейлээр поклонения Создателю (Чаякчы ). Он ничего не жертвовал, священного огня не разводил. Он просто молился, говорил: «Создатель, я твой сын на земле «хос подум» (букв. “я пустой”) не обременяю тебя просьбами, благодарю тебя, что живу на земле. Когда мне холодно, не говорю холодно. Когда жарко мне, не говорю тебе жарко. Создатель, чтоб согреть пищу, вы дали дерево и уголь для огня. Для утоления жажды – чистую горную воду. В тайге обитают дикие животные и растения, которые дают моему телу земную силу».
После девяти дней моления вождь спустился в долину и жена его после девяти лун родила сына крепкого, кучерявого, с носом как дикий лук.
После Той предки дали ему прозвище «сергек» (букв. “бодрый”). Он рос сильным, бодрым, шаловливым. Его характер был в его имени. Пил живительную воду горных ручейков, целебную воду аржаанов, вдыхал в себя холодный Сай Улу (букв. “северный Дух”) и жаркий летний южный Танды-Уула.
Когда он вырос и окреп, спустился вниз по воде, словно рыба мыйыт, получил он знания у старцев на берегу реки Эне-Сай, в большой красной юрте. Стал он, после долгих лет учебы умным, сильным и могучим, как Буга (бык). Строил он в далеких землях заводы и дома, творил добро.
В народе шести долин и тайги зашептали – “Родившийся в племени Кужугет парень по имени Сергек-Сергей творит чудеса, внизу по течении реки Эне-Сай. Слава о нем растет с каждым прилетом драконов-Улу, гром и молнии извещают о его делах тувинскому народу”. “Вернется ли богатырь на родную долину?”, – шептали в народе о защитнике рода, племени Кужугет. Курай – Курай – Курай.
Однажды ему стало легко на душе, он провел ритуал девиг, после девяти шагов взлетел на небо в образе Орла, долетел по лучам утренней зари до херим (русс. забор, кремль) и спустился он в образе человека богатыря в чугунных доспехах.
Избранные Синим волком богатыри в хериме-кремле, увидели, что у него орлиный взгляд, плечи как у быка, руки как у медведя и дали ему «хуурек» (букы. “лопата”), словно меч богатыря в сказках и легендах.
Избранный Небом, потомок Синего волока Эрцих ни – Кол-Ай, сын Бору – волка (Борис ) – Главный волк говорящий с Луной (ай) оставил позле себя бугатырей «Пут дазылдыг могэ». Ноги одного из них как корни врастали в землю, сам же в седло коня. Крепко стоящего борца в народе прозвали «Путтуг могэ» (Путин) Влад еющий и мир ом ( Делегей ээзи).
Другого бугатура в народе звали Дидим (Дмитрий) Анаа толдуг (Анатольевич ) из рода Адыг (медведь), потомок первочеловека. И сказали те бугатыри Сергеку «Ты спустился к нам от Вечного Синего Неба –Тенгри, владеешь волшебством неведомым для нас, у тебя орлиный взгляд, плечи как у быка, руки как у медведя, будешь –СПАСАТЕЛЕМ (Амы-Тын алыры) нашей земли, от восхода до заката в образе Орла будешь облетать матушку-землю, остерегать от беды, от медведя до мышей. На море и океане и в реках спасать от кита до карася.
Его сила «КАМГАЛЫКЧЫ» простирается везде, где свет Солнца и Луны достигают землю и моря. Оберегать все живое на земле – это его судьба, дарованная Вечно Синим Небом – Тенгри. Для племени Кужугет он стал могущественным спасателем: как орел, взлетая высоко, от восхода до заката посещал верхний мир и земли от Севера до Юга облетал. В срединном мире, как бык служил людям. Как мышь успевал и заглядывал в страшный, подземный мир, узнавал про тайные дела Эрлик-Хаана.
За свои заслуги перед народом живущих под Вечно Синим Небом, он отмечен славой демдек Маадыр (герой) Буга дыр. Сакральные числа 1- 999 отметили его бессмертие.
Собрал вокруг себя богатырей, которые едины духу и по делам праведным, народу истину просвещать. Во всех уголках земли от восхода до заката его сторонники сидят, поддерживают нить единого дыхания с ним под Вечно Синим Небом -Тенгри.
Тайна рождения Сергек-кижи – спасателя земли.
Общий предок Ада-Тюрков Синий волк, хозяин земель, простирающих от восхода до заката, там, где вечно светят Солнце и Луна. Великий дух, Тын Синего Волка охраняет род племени Кужугет и распространяется на все народы живущих в лесах и горах, степях и пустынях, на берегу рек и морей. Его дух-Тын как луч света объединяет его с животными, растительным и водным миром, вселяя надежду быть- найденным, спасенным, оживленным, сохраненным.
Его Богатырское тело, его родные, обрели доспехи Шой – чугун, не боятся ни жары, ни холода и в народе про них говорят Шойгулуг улус. Его волшебство- хулгаазын состоит из духа – Тын, Создателя Тенгри. Он бессмертен под Вечно Синим Небом – Тенгри, пока живет племя Кужугет, живут и другие племена Тыва чон.
Я, потомок рода «Адыг-Тулуш», живущий испокон веков на берегу реки Улуг-Хем у скал Улуг-Хая горы Буура -Даг и Танды-Уула и священной горы Хайыракан, - земной свидетель под Вечно Синим Небом и Духом Синего Волка, подтверждаю, что это правда. Я сказку и легенду не сказывал, он живой и будет жить на земле пока одет в свои доспехи из чугуна (Шойгу)
Адыг-Тулуш глаголет: «Слушайте свидетеля Синего волка. Когда его дед провел ритуал Харам и Тейлер, Создатель увидел, что он, не разводил священный костер, и не брызгал арагу и не просил ничего от Создателя, несмотря на свои страдания за свой род-племя Кужугет.
Создатель дал родившему ребенку демдек – знак неба, темно-синее пятно ниже поясницы, частицу себя Вечного Синего Неба-Тенгри!
А отцу ребенка Вечное Небо возвратил память о предках, его родовые корни берут начало от славных Уйгуров племени найман.
Кучутуг-Хаан, сын Таян Хана, после исторической битвы у реки Иртыш на Алтайских землях ушел от Чингине –Хаана в страну Урянхай.
В местечке Кызыл–Даг в Бай-Тайге, где покоится прах Буга туров племени найманов, остался улус Кучутуг хана, хранитель могущественного очага Таян-Хаана. С легкой душой он прославил себя как полководец, был Царем в Средней Азии. Кучутуг Улус за 900 лет в долине реки Хемчик стал именоваться как племя Кужугет.
Вот и эпосу конец, кто слушал меня, тот поймет, кто читал, запомнит. А кто газету купит и сохранит, и внукам расскажет, тот молодец. Наш герой еще много славных дел сотворит. И уста народа будут говорить, пером пропишут люди о нем. А кто придет на Великое камлание, тот очистится, будет храбрее, умнее, доблестнее. Вечное Синее Небо после девяти шагов вас приметит и лучами утренней зари отметит.
О сакральном.
С тех пор каждые 900 лет рождаются великие Бугатуры и события на земле. Тувинские «Камгалакчы» (шаманы) Небесного происхождения общества «Адыг-Ээрен» проводят с прошлого года ( август 2011г.) Великое камлание девяти ритуальных костров. Девять Кам-кижи из девяти кожуунов во время ритуала встречи первых солнечных лучей «Эртенги –Хун» в образе небесного Орла делают «Девиг» – первые девять шагов, начало начал, посвящая его предкам - Буга турам.
Камлание проводится, для того чтобы духи предков воинов не проникли в душу слабых, пьяных и больных. Первые лучи утренней зари пронзают наши тела, очищают Тын, делая его чистым в делах, как небо светлым, желание и помыслы народа как солнце теплыми, терпение и страсть холодными как луна.
Этот обряд проводится и в августе в день животноводов в честь Тувинского народа, в честь вождей – древних Ада Тюрков и сынов Синего Волка и Правителей Тувинского народа. Оршээ Хайыракан ! Не буду творить плохое народу, Небу и Матери земле – пусть меня покарает Создатель, а Эрлик- Хаан заберет к себе. Оршээ ! Оршээ! Оршээ, моя тайга Танды –Уулам, Сайлыг –Улу, Улуг-Хемим.
Под Вечно Синим Небом –Тенгри все равны. Небо дает права человеку – быть избранным!
Айбек Соскал,
Республика Тува, г. Кызыл
Республика Тува, г. Кызыл
Комментарий сакральным терминам тувинского языка, с которыми автору было легче объяснять, строить текст на русском языке и используемых в эпосе и других моих лабораторных экспериментальных работах, для внедрения в современную практическую культурологию:
Амы –тын алыры- спасатель. Орус-тыва словарь стр.241 1988г. Д.А. Монгуш.
Буга тыр, тур. – стоящий бык (тур-стой, стоять). Бык, сравнительный образ человека для определения силы, стойкости, могущества. В русском языке звучит как богатырь.
Тей – Пик. Острый пик скалы, подниматься туда трудно, только Те – Козерог, который может подняться и коснуться небес.
Тейлээр - молиться, человек должен подняться на холм обратится к Вечно Синему Небу, при этом он сам становится образом Тей- пика.
Харам чер – холм, удобная возвышенность для просмотра долины в бытовых, военных целях и ритуальных - поклонения Создателю.
Девиг - танец орла, образное обращение к Создателю, также вызов соперника на честную схватку.
Чаякчы – Создатель, Небо – Отец. Все что делается Создателем - вечная основа Духа-Тын.
Чер-Ием – Земля-Мать, все рождается и творится на земле.
Шой - Чугун. Шойгулуг кижи – человек в чугунных доспехах. Богатырский образ применен для объяснения, чтобы он в доспехах из чугуна не мог улететь как драконы в великую пустоту вселенной (октаргай), потому, что его дух – Тын, наравне с духами драконов. Поэтому в земной жизни его необходимо одевать тяжелые. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов и Н. Ю. .Шведова стр. 888 4 изд. 1997 г.
Оршээ – прости, просьба перед Создателем о прощении грехов.
Хайыракан – медведь, тотемное животное тувинцев и многих таежных кочевых народов Евразии, иносказательное.
Той - праздник, собрание рода-племени или друзей в честь – рождения, свадьбы, похорон.
Кок–бору - Синий волк – тотемное животное, прародитель древних Ада -Тюрков.
Богатырский образ Бору-Борис применен для обозначения величия первого Президента России Бориса Ельцина. Расшифровка имени Кол–Ай., обозначает Кол – главный, первый, вожак, вождь. Ай – означает Луна. Смысл – главный вожак стаи, имеющий право обращаться к Луне – хозяйке тьмы.
Улу – Дракон. Тувинский вариант реконструкции этого концепт автором Ай-бек Соскалом см. в интернете – Легенда «О сотворении мира».
Кратко, Улу – это живительный выдох Создателя между небом и землей. Вначале оно было единое целое. Но распалось об пику скалы на четыре части и стало четырьмя драконами. «Кы ыш» «Час» «Чай» «Кус». Драконы бессмертны: это дух-тын (облако) заполняняет весь животный и растительный, водный мир на земле. Ползающее передвижение драконов называется Чыл (чылар, чылан – букв. “змея” ” ползать”).
Сай – Уула – Саяны, горы Саяны.
Камаглакчы – спасатель, охраняющий род и племя. Коротко и уважительно Кам –кижи. Его действия дунгурлээр (бкув. бить колотушкой об бубен).
Кам, (Хам) – тувинско-сибирский вариант (шаман – дальневосточный). См. труды профессора Абаев Н.В. Тув. ГУ.
Мен,- родимое пятно. Темное синее пятно у новорожденных на пояснице и ягодицах ребенка. (в народе -монгольское пятно).
Кужугет- Кужтуг-сильный, кужуген – полевая мышь . Кужу ке(т)дергей – очень сильный сокр. Кужук(г)ет.
Кучулуг, Кучутуг – сильный и великий государь, Чингисиада «Сокровенное сказание монголов» 2009 г. Рашид –ад-дин. Сборник летописей г. Улан-Удэ. стр. 182
Эпос – Повествовательный род литературы (в отличии от драмы и лирики). Произведения народного творчество – героические сказания, песни. Народный героический эпос. Богатырский эпос. Э. жанр. Э. стиль. Стр. 912. Толковый словарь Русского языка . С .И. Ожегов. и Н. Ю. Шведова. 4-е издание Москва 2003 год.
Ссыль.
А вот уже и новая часть сего эпоса. Навеянная последним назначением батыра Шойгу на место Серого тюков таскателя xD
+++
Ветер пронесся по тайге – осень наступила, там высоко в горах кедрачи волной качаясь, сбросили семена, покрытые богатырскими доспехами. Подберут весной шишки собиратели вшей драконов, закопают их в землю, тайну бытия, зарождения жизни расскажут не спеша.От бурого медведя у речки Туран до реки Пий-Хем хозяин благородных оленей, шелуша доспехи шишек кедрача, набираюсь я ума. Доспехи с шишек снять не проблема, а зернышко то одно, оно все равно упадет с лап-когтей и, пустив корни не спеша, превратится в могучий ствол кедрача. Так шишки, становясь богатырями, много лет будут жить, радуя зверей и птиц в долгие года.
Слушайте дальше бурого медведя – время бежит, человек творит дела, солнце сменяет луна, реки чистые текут с гор в долину. Облака плывут туда-сюда, то белые, то черные вести с утра неся – слухи, сплетни, зависти и радости земных людей, не спеша. Услышали иль увидели, одели в доспехи богатыря. Начали писать, сплетни распускать, он такой и не такой, плохой и хороший, но все равно народный герой и богатырь. Когда идет богатырь в чугунных доспехах, его плечи как у быка, те кто рядом, не замечают тяжестей чугуна, натирают ему бока. Звери, птицы лесов, полей, тайги завидуют, не ведая о сокрытой силе в теле мужика, героя и богатыря.
С нашего Буга тура, по просьбе богатырей в кремле “ты устал отдохни, без тебя тут есть богатыри”, сняли с плеч звезды яркие даже днем, и лопату трудовую всю в царапинах, погнутую за долгую службу на посту, в амбар закинули – старье.
Но доспехи чугунные на Шойгу врожденные, Небо дало ему знак, потому судьба и без лопаты обойдется, ведь лапы как у медведя, не беда. Отправили мужика недалеко работать дворником под Москвой. Чтобы не натворить нечаянно бед своей неведомой силой и волшебством спасателя, не баловать народ потехи ради, сделал себе веник из кустов, деревьев, обвязав его волшебным узлом. Начал наводить метлой порядок на дому и во дворе – в области, доверенной ему.
- Бугатур орлиным взглядом ловил мышей, сусликов и хомяков, сметал веником с улиц и дворов барсуков.
- Бугатурскими плечами, одев хомут на шею, тянул телеги служивых и придворных, в душе полные раздора, зависти и грязи.
- Бугатурскими делами, лапами как у медведя для проезда железных кобыл и жеребят дороги копал, лес валил, порядок наводил.
Народ, увидев работу богатыря, надежду возложил о честной жизни среди полей и лесов. Тропинки стали безопасней от опасных клыков, все в поле и в лесу получили равный доступ к дороге на водопой.
В это время, Пут дазылдых могэ, владеющий миром, открыв ворота забора (херим), оседлав коня, промчался под Москвой, посмотреть на героя без доспехов, дворником ставшего по воле небес. Не слезая с коня, он промчался мимо здоровенного мужика с веником в руках, не узнав в нем героя богатыря. Все везде было чисто, тропинки без клыков шакалов опасных и следов когтей глубоких на земле. К водопою мирно направлялось, напивалось разное зверье – маленькое и большое, сильное и слабое.
Ему стало хорошо, что все в порядке в ближайшем зверином мире, спать спокойно можно и сны теперь добры, приятны, веселы.
О кормушке, ловушке для мышей и крыс в амбаре среди самок молодых.
Прошло ни мало и ни много. Тот служивый, который был для него опорой, надеждой и покой хранил в кремле, серым волком оказался – тюков таскателем.
А история такова. Остановил он вожака сборщиков дани, здоровый, сильный молодой приглянулся добрый молодец богатырю, и возложил он на него хозяйство стеречь, родину и войско доверил. Мирские дела солдат – ратников, воевод едой, домами и службой у границ обеспечить. Железные птицы, черепахи и телеги ковать-латать, отчизну защищать.
Но серый волк все в лес смотрел, тюки втихаря стал таскать он в логово свое - шкуры соболей, да не простые, а из слез сирот, стариков-фронтовиков, живых свидетелей войны.
Мыши, суслики, хомячки, собаки не боятся чужака – заметил богатырь Пут дазылдых могэ, толстые стали, лоснятся жиром их меха. И собаки сторожевые не лают, не гавкают, от лени лижут между ног, чтоб мочой не пахнуть в конуре, сытной жизни миг удачи во сне и наяву ловя. Среди самцов больших и маленьких с клыками и зубами Самки бегают туда-сюда, легко давая нюхать под хвостом самцам и с ума их сводя. Благородные воеводы запахом одурманенные, с звездами на плечах, в клыках и когтях несли добычу, забыв отчизну, родину и ратные дела.
Воеводы, ратники забыты, Серый тюков таскатель остатки им свои давал, сократив, убрав, забрав народное добро. Защитники отечества сыты макаронами до тошноты, а что толку от них – воевод и ратников без настоящего вожака-богатыря. У того запахом самки сладостно нос забит, поднять мечи, одеть доспехи силы есть, а духа нет. Втихаря воевода макаронник получил звезду с небес, упавшую в сортир, по секрету тайно от ратников он обмыл ее. За то, что тюки серого волка геройски он таскал в лес-логово. В то время главный медведь когтями узаконил, нацарапал – он молодец, не видя, не слыша его ратные дела. Вот такие дела, наверху у нас творятся…. герои пахнут сортиром.
Гнев и ярость вожака, владеющего миром богатыря.
Рассердился наш борец Пут дазылдыг могэ, что не дают сидеть в седле коня, на долгие времена подпитаться корням черной кровью из недр земли и драгоценными камнями исцелить хребет богатырский. Принял решение быстро, опасно стало в тайге, в поле и в лесу. Убрал, прогнал Серого волка – макаронов и звезды вонючей любителя, серозные тюки от таскателя налево.
Призадумался Пут дазылдых могэ, поборол я серого волка тюка таскателя, как владеть миром на земле без щита и меча, кто поднимет щит, поднимет острый меч и покажет врагам вокруг. За кем пойдут на подвиг ратники, воеводы, дух единый их нитью соединит. Позвал на совет другого богатыря (Дидим анаа тол, адыг оглу), храброго, простого происхождения из рода медведя, законника тайги. Их разговор в тайгу с запада на восток передал ветер северный.
Дидим анаа тол Адыг оглу - Могэ, владеющему миром: “У нас в лесу и в поле суслики и мыши, хомячки становятся все сытней и ленивей, не исполняют свой долг, а птицы, звери худеют, справедливости нет под Вечно Синим Небом. Вы сильный ловкий борец, могучей ногой подцепили на лопатки положили серого волка – тюков таскателя, будет вам зачитана победа – иппон. Кимоно чистое и белое после схватки у вас”.
- А я один могучей своей лапой раздавлю, раскину, выйдя из тайги, наведу порядок в поле и в лесу, мышей и сусликов накажу. Позову служивых волков и борзых собак на государевой службе они у нас.
- Эй Бастыр акый, где твои клык и когти, лапы сильные? Не исполняешь свои дела. Хвост пушистый от безделья, нюх потерял следока. Трусом стал, очнись, управляй, наведи порядок в поле и в лесу, по следам иди, в амбарах поищи, норах покопайся, вытащи ворованное добро народное.
- Эй Чайка белая, прокурился, устал летать, старый стал, взлететь не можешь в синее небо, осмотреть земли от восхода да заката. Сесть на озеро и море, боишься простудить добро, не можешь рыбок наловить. Где белая правда на земле, не видишь, не слышишь как тайга шумит, как в поле и в лесу, мышки, суслики не бегают, наворовали и сытые в норах лежат и пукают наверх.
А что же делать, нет среди нас богатыря героя (маадыр), чтоб народ был за него стеной, а не соринкой в глазу, и дух поднять у стражников земли, чтоб не могли гавкать, каркать всякие враги.
- Пут дазылдыг моге говорит – Что-то спать и ходить в кремле опасно стало, а вдруг красная звезда с башни упадет, раздавит нас и разобьется. А осколки разные, веривших в звезду народов собрать я не смогу, постоянно сон мне снится, беспокоюсь я давно.
- Дидим анаа тол, адыг оглу богатырь – Мне бурый медведь родня, там вдали, в Центре Азии Адыг-тулуш благородных оленей хозяин от речки Туран до реки Пий-Хем у святых источников Аржаан напомнил о богатыре герое маадыре, родившемся между двумя драконами в долине реки Хемчик Чадаан. С орлиным взглядом он, плечи как у быка, руки как у медведя, лапы мощные, владеет неведомой силой.
Богатырь теперь занят мирскими делами, таскает телеги с барахлом, метлой очищает дворы и дороги, орлиным взглядом ловит мышей и сусликов, сорок белобок, наводя порядок в княжестве небольшом.
Пут дазылдых моге – Верно, вовремя напомнил о богатыре герое, не лежать ему на печи, не пахать ему на поле, не таскать ему в ведрах воду с пруда, не метлой махать -чистить дворы и дороги. Богатырь есть богатырь. Это не судьба его, зови героя богатыря.
И позвал он Буга тура в херим (кремль), на доспехи нацепил яркие звезды, падающие с небес, и сказал – настал твой час, судьба в тебе есть, демдек (знак) Вечного Синего Неба. Ты избран небом – Тенгри, владеешь неведомой силой и волшебством, прими щит страны и меч, карающий врагов (Камгалакчы бол).
В правой руке Шойгу буга тур лопату крепко держит в руке, в левой меч святой, выкованный из небесного камня создателя – Тенгри. На спине висит кольчуга, сплетенная народами земли российской. Воеводы и ратники присягу тебе дадут, сохрани страну от врагов, руби сорняки вокруг, пока я здесь сторожу логово старого вождя.
Я врос в седло, управлять привык с коня, с уздечкой и плетью не расстаюсь со дня правления моего. Если слезу я с коня, ноги врастут в землю глубоко, проблемы под землей в срединном мире задушат корни мои – жалобы, заявления зверей и птиц в тайге, насекомых в поле и в лесу. В левое ухо сплетни жужжат, а правое ухо карр.. карр… каркают мне. Гав, гав собаки лают мне, ку-ка-реку кричат везде, под ногами сорняки растут, не дают покоя, от постоянных предательств и оборотничества ставленников запутался – доверяя, не проверяя их.
За девять дней наш богатырь герой должен верных стражей воевод собрать, которых не купишь соболями и зелеными шкурками заморскими. Чужестранными конями, кораблями армию не создать, макаронами воеводам и ратникам не угодить.
Простая истина: для нас дикий лук – родной древний оберег от бед.
Нос богатыря как дикий лук – это подарок создателя-Тенгри, как щит небесный не пропустит он дурной запах в нос и мозг, не заколдуют богатыря чары самки, вот вам мой секрет – а вы смеялись над Сергек.
Тайну поведаю о неведомой силе Маадыра Сергека, героя, в крови которого белая кровь матери течет, с молоком впитал он с детства тайну святой Киевской Руси и братьев белорусов богатырские дела.
По отцовской линии в богатырском теле Сергек Шойгу течет кровь Кучутуг Хана, кость от древних Ада-тюрок как крепкий столб, дух синего волка в нем – потомке уйгур, кыргыз, таджик, узбек, туркмен – тюрк кижи, братьев родных Буга туру. Он урянхайской земли хозяин, повелитель двух драконов севера и юга, и Кол Кижи, главных собирателей вшей хранит он тайну в сундуках создателя –Тенгри…
Сакрально, что герб страны – орел двуглавый символ наш, его корона знак Тенгри – мы все равны. И то, что в нашем герое белым молоком кровь течет, а тело крепкое бугатурское тюркским миром сотворен, доспехи чугунные тонкой нитью Хуанхэ и Янцзы соединены.
Какие у великих богатырей великие дела творятся – слухи ветром гонят облака в тайге, то радостные, то страшные… Страна живет, страна страдает, смутные времена, надежды нет, нас куда несет – на социализм, коммунизм, капитализм…..? Что нас ждет впереди …. Народ думает и ждет!
Что же богатырские дела не будем обсуждать, дайте время - и день и ночь девять лет ему носить доспехи тяжелые, острый меч, щит надежный, крепкий от врагов неведомых, коварных.
В то же время все вокруг зашепталось, засуетилось, от зависти желчь потекла в желудок, слюни с губ потекли, от сплетен пальцы кнопки нажимают, червивые души рабов анонимно что попало пишут – трусы, подлизы, сосунки.
На родине богатыря течет река Хемчик, и река Хондергей течет с горы Чингирлен -аржааном стала, озеро Кара–Хол белее стало. Белым снегом гора Чиргирлен покрылась, о нашем герое девять лет на белых страницах черным пером черного грифа пропишут.
В народе будут говорить о трех богатырях – вечно бодрый Сергек маадыр Буга тур с мечом лопатой и щитом, второй Герасимов звучит как герой эпосов о Гесере (Кезер -резать когтями и клыками, хвостом сметать врага), третий Пут Дазылдыг могэ хаджиме – побеждает подсечку проведя, уложив борца на лопатки, прижимает до ковра – иппон.
Три современных богатыря обладают сундуком, открыв его решают вершить дела от имени создателя – Тенгри, пробудить ли двух драконов Саян -Уула и Танды- Уула. А после пробуждения вершина Монгун-Тайги станет ровным полем навсегда. Бай-Хол (Байкал) драконы выпьют до дна, улетят драконы навсегда в октаргай (вселенная) неведомо куда.
Наверху с казны воруют миллиарды, а внизу воруют у бурого медведя в хозяйстве, ограду стащили шакалы оборотни, благородные олени разбежались. Законы есть, исполнений нет, вожди есть, а рыка нет. Вот мой вам маленький ответ.
Эпосы рождаются не спроста, в устах народа остаются навсегда.
Земная жизнь коротка, богатыри творят дела, о них слагают легенды, мифы, эпосы тогда. Народ слагает в трудные времена, докричаться не могут до правителей, царей, королей, вождей, когда мышки-суслики жиреют, хомяки ручные красуются в тепле. Шакалы красятся в волков, служа-исполняя государевы дела. Вороны соловьем поют «о кей». Борзой служивый шары надувает в конуре разноцветные, скрывая под них серость, сырость, гадость, подлость, подставляя богатырей.
Ветер гонит белые, серые и черные тучи под вечно Синим Небом
Интернет взорвался от любопытных, жаждущих правды жизни слов, и тех, кто ищет только вшей и грязи, сосет из когтей медведя грязь и кровь, чтоб уличить его в подхалимстве, близости к телу богатырей.
Вот эпосу очередной конец, народ услышал, прочитал. Кто понял молодец, сохранил газеты, распечатал на принтере, показал друзьям, с соседями обсудили кто есть кто -истинный мудрец.
В простых наборах слов моих истину узрели мусульмане, буддисты, православные – священное, могучее древнее слово Тенгри – Вечно Синего Неба-Творца.
Эпос написать не соску сосать и не леденец лизать, это ответственность за правдивость, надежду на справедливость, смелость тут нужна, сказать правду в лицо богатырю.
О сакральном, девять дней прошло.
Узнали имя богатыря в стране далекой, под небесами древняя река Хуанхэ стала еще желтей, а стены древние выше и длинней. Река Янцзы покраснела, предвидя прилет богатыря, помнят былых веков дела Хуанхэ и Янцзы - древних варваров мечей, лохматых маленьких боевых коней, взлетающих на стены крепостей.
Молчат в раздумье ханьцы, вспоминая героя степи давно минувших лет – Сумекчи (Субудая) буга тура урянхай кижи, непобедимого и не побежденного в бою.
Маньчжуры оперились, видя орлиный взгляд вожака. Монголы проводят день рождения Чингис-Хана, не позвав богатыря – потомка прародителя старшего брата Урянхая.
Предки его - потрясатели Евразии, прародители от Тобо мергена, Кол кижи Урянхай черде, рожденный под Вечно Синим Небом Сергек маадыр Буга тур. Потомку древних уйгуров Каганов Буга тур Сергек маадыру Курай… Курай.. монге Уе де делгеренгей АЛДАР ! АЛДАР ! АЛДАР !
Ай-бек Соскал
Реконструкция тенгрианского мировоззрения на территории Евразии
Лабораторная работа аспиранта культуролога Тыв. ГУ г. Кызыл.
Реконструкция тенгрианского мировоззрения на территории Евразии
Лабораторная работа аспиранта культуролога Тыв. ГУ г. Кызыл.
Ссыль.
@темы: номадистика, полит-хьюмор, фольклористика, интересное