House Katsap - We do not jump
Информация, в общем-то, целиком и полностью из старой-доброй Плетневой. Но структурирована несколько удобнее:
Codex Cumanicus («Половецкий словарь», созданный в XII - XIV вв. европейцами в Суроже и являющийся наиболее подробным источником не только по языку половцев, но и по основным понятиям, которыми они оперировали), дает довольно подробные сведения в том числе и по титулатуре половцев с соответствиями в европейских и восточных языках.
Высший титул – хан или кан, ему соответствует в латинской колонке слов «imperator», а в персидской «шах». Хан – глава орды. Ниже хана стоит «солтан» («rex» — по-латыни). Этот титул большинству исследователей представляется поздним, возникшим в золотоордынское время, тем более что и сам Словарь многие датировали началом XIV в. Но в «Слове о полку Игореве» титул упоминается. В то же время титул – тюркский, изначально значение его было «могущественный человек». На Восток он пришел от сельджуков, следовательно, наверняка был и у гузов. Таким образом, его наличие у половцев и черных клобуков более чем вероятно. В летописях сообщается часто о пленении нескольких «лепших князей» половецких. Вероятно, под «лепшими князьями» и подразумеваются солтаны.
Ниже солтанов стоит «бег» (princep — по-латыни). Беги (беки)— главы крупных кошей. Русские называли их князьями, иногда «уньшими князьями».
Самый низший титул — «бей» («baron» на латыни).
В русских летописях, таким образом, возникают такие соответствия:
Хан именуется ханом.
Солтан – «лепший князь».
Бег – «уньший князь».
Наконец, «бей», которых на Руси именовали, по всей видимости, «добрыми мужами», а позже (в конце XII в.) появилось еще одно определение — «господчичи», также относящееся к этому титулу.
Перечисляя половецкую аристократию, летописцы упоминают «княжичей» - вероятно, детей ханов, солтанов и беков, не ставшие еще главами собственных аилов. «Княжичами именовали и юных сыновей русских князей, не получивших еще «уделов».
На низших ступенях иерархической лестницы стояли главы небольших кошей — «кощеи» (рядовые воины) и простые пастухи, которые не были «кощеями», так как для этого нужно было иметь кош — пастбища и достаточное для кочевки количество скота.
Codex Cumanicus («Половецкий словарь», созданный в XII - XIV вв. европейцами в Суроже и являющийся наиболее подробным источником не только по языку половцев, но и по основным понятиям, которыми они оперировали), дает довольно подробные сведения в том числе и по титулатуре половцев с соответствиями в европейских и восточных языках.
Высший титул – хан или кан, ему соответствует в латинской колонке слов «imperator», а в персидской «шах». Хан – глава орды. Ниже хана стоит «солтан» («rex» — по-латыни). Этот титул большинству исследователей представляется поздним, возникшим в золотоордынское время, тем более что и сам Словарь многие датировали началом XIV в. Но в «Слове о полку Игореве» титул упоминается. В то же время титул – тюркский, изначально значение его было «могущественный человек». На Восток он пришел от сельджуков, следовательно, наверняка был и у гузов. Таким образом, его наличие у половцев и черных клобуков более чем вероятно. В летописях сообщается часто о пленении нескольких «лепших князей» половецких. Вероятно, под «лепшими князьями» и подразумеваются солтаны.
Ниже солтанов стоит «бег» (princep — по-латыни). Беги (беки)— главы крупных кошей. Русские называли их князьями, иногда «уньшими князьями».
Самый низший титул — «бей» («baron» на латыни).
В русских летописях, таким образом, возникают такие соответствия:
Хан именуется ханом.
Солтан – «лепший князь».
Бег – «уньший князь».
Наконец, «бей», которых на Руси именовали, по всей видимости, «добрыми мужами», а позже (в конце XII в.) появилось еще одно определение — «господчичи», также относящееся к этому титулу.
Перечисляя половецкую аристократию, летописцы упоминают «княжичей» - вероятно, детей ханов, солтанов и беков, не ставшие еще главами собственных аилов. «Княжичами именовали и юных сыновей русских князей, не получивших еще «уделов».
На низших ступенях иерархической лестницы стояли главы небольших кошей — «кощеи» (рядовые воины) и простые пастухи, которые не были «кощеями», так как для этого нужно было иметь кош — пастбища и достаточное для кочевки количество скота.