House Katsap - We do not jump
По следам одной дискуссии. Выводы позже. Пока просто несколько сумбурное изложение хода мыслей и фактического материала. Итак...

Первым великое княжение своему сыну, не особо интересуясь мнением Орды, еще в 1389 г. передал Дмитрий Иванович Донской. Хан лишь утвердил решение, вполне самостоятельно принятое его улусником. Василий I получил ярлык в том же году, но уже постфактум и так сказать "с доставкой на дом". Никаких специальных поездок в Орду ни самого князя, ни его послов. Что уже весьма и весьма показательно, ибо произошло впервые. А ведь речь идет об эпохе Реставрации Тохтамыша. Последнего взлета могущества Улуса Джучи. Перед падением в бездну. Но, пожалуй, учитывая, что формирование Дмитрия как политика происходило в условиях Великой Замятни и узурпации Москвой Владимирского стола (вопреки ханскому ярлыку), что именно он первым из князей рискнул открыто выступить против "царя" со всей его Ордой (а не против каких-нибудь царских послов и их охраны), причем последовательно против двоих царей (хоть во второй раз и потерпел поражение), и даже после московского погрома 1382 г. не удосужился лично явиться в Сарай, тем не менее вынудив Тохтамыша вручить ярлык именно ему, а не более лояльным претендентам... оно как бы и не особо удивительно. Наглости и самоуверенности Дмитрию было не занимать. Одна история с митрополичьей кафедрой чего стоит. И взаимоотношения Тохтамыш/Донской вообще мало напоминают отношения сюзерен/вассал.

Тем не менее факт - с 1382 г. и по начало 90-х гг. дань платилась исправно. И когда Василий Дмитриевич в 1392 г. вознамерился прибрать к рукам Нижний Новгород, он выкупал ярлык на нижегородский стол в Орде. То бишь признавал право Тохтамыша распоряжаться русскими землями Улуса Джучи. Но. Как только того окончательно перемолола мясорубка по имени Тамерлан, выплата каких-либо даней в Сарай немедленно прекратилась. Все последующие султаны и их претензии начисто игнорировались. И даже Едигею в 1408 г. удалось добиться для своего царька лишь отступных, но не возобновления выплаты систематического "выхода".

Шаг следующий. По смерти Василия Дмитриевича ни одна из сторон возникшего династического конфликта не сочла необходимым обратиться за разрешением спора в Орду. Арбитром между Василием II и Юрием Галицким выступил митрополит Фотий. Митрополит исполнил роль, которая обычно отводилась именно что сарайскому царю. Правда, на тот момент в Орде шла рубка между удерживавшим Сарай-Берке Барак-ханом и Улу-Мухаммедом. Причем, последний действовал при прямой поддержке Витовта, родного деда Василия и главного попечителя юного московского князя согласно завещанию его отца. Но еще в прошлом столетии в подобной ситуации претенденты давно бы уже обзавелись взаимоисключающими ярлыками от ханов-соперников. Вместо этого, однако, они предпочти вовсе проигнорировать Орду и обоих ханов. И лишь в 1431 г., уже после смерти Витовта и Фотия, и, казалось бы, такого прочного утверждения Улу-Мухаммеда на сарайском престоле, начинается второй раунд, и оба соперника впервые за долгие и долгие годы едут в Орду, чтобы тягаться за великое княжение перед лицом хана. Ну прямо Юрий Московский и Михаил Тверской перед Тохтой в 1304-м. И то была, кстати, последняя поездка русских князей в Сарай за ярлыком.

+++


@темы: история, заметки на полях, Улус Джучи