House Katsap - We do not jump
Огнестрел должен был внести в привычную мясорубку нечто новое. «Хроника Грегори» чудесно описывает вторую битву при Сент-Олбанс (1461), где бургундцы дрались за Йорк. «Они имели инструменты, стреляющие как свинцовыми пулями, так и стрелами. Каждая стрела была в локоть длиной, с 6 перьями (3 на конце и 3 посередине), с огромным железным наконечником, а также с зажигательным огнем.»

Традиционные колья, что лучники вбивали в землю для защиты от конницы, бургундцы тоже проапгрейдили: «Они имели сетки, сделанные из толстых веревок, длиной 24 фута и шириной в 4, подобные плетню. У каждого второго узла торчал большой гвоздь, так что никто не мог пройти по сетке без опасности пораниться. Также у них был павез вроде двери, со складным шестом, чтобы ставить его где захотят, и бойницами, чтобы через них стрелять. .. И когда их заряды истрачены, они бросают павез перед собой, и никто не может по нему пройти из-за гвоздей, что торчат из него. Еще они имели устройство, подобное решетке, также усыпанной гвоздями, и ее можно двигать. Можно сжать так, что длина будет больше 2 ярдов, а можно растянуть в прямоугольник 4 фута шириной. Ее используют в промежутках строя, вместе с «чесноком» (caltrop), где всадники могут вклиниться.”



Современная миниатюра "Бургундский кулевринер".

Все это им не помогло. Ланкастерцы атаковали неожиданно, и “бургундцы, не успев навести свои кулеврины, должны были отбиваться, так что со многих стволов не было никакого толку. ...Они умели стрелять с легкостью всеми этими снарядами, но в час нужды не смогли выстрелить ничем, и при выстреле огонь летел на них самих". Йоркисты были полностью разбиты. Автор хроники делает чисто технический вывод: «поэтому теперь все пренебрегают этими устройствами, а вооружаются свинцовыми молотами, луками, мечами, глефами и топорами».



Кстати, урок авторам многочисленных попаданцев в прошлое или же в фэнтезийные миры. Само по себе привнесение каких бы то ни было технических или тактических новшеств отнюдь не делает вашу армию сильнее всех на свете. Первое, чем должен заниматься попаданец-прогрессор, избравший для себя путь великого завоевателя, это не автомат Калашникова изобретать, да учить дикарей его собирать-разбирать по нормативу, а - муштрой. До посинения, до обмороков и кровавых мозолей гонять своих подопытных кроликов по плацу. Без доведения привычки выполнять команды до автоматизма, до уровня условного рефлекса, любые вундервафли в руках недисциплинированных и плохо управляемых неумех будут абсолютно бесполезны. А чудо-построения и вовсе неосуществимы. Как говаривал Старый Фриц, солдат - есть автомат, к ружью приставленный. А он в этом деле что-то да понимал.

@темы: хистори-пикчи, вар-хистори, века были так себе, Средние

Комментарии
23.06.2014 в 17:33

Жизнь хороша!
Кстати, урок авторам многочисленных попаданцев в прошлое или же в фэнтезийные миры.
Ты не путай примитивные петринали-кулеврины и автоматы Калашникова, откованные из литого булата (тм.). Попаданцы такой херней не страдют, а сразу начинают выпиливать ядреную боньбу из подручного материала. )

Само по себе привнесение каких бы то ни было технических или тактических новшеств отнюдь не делает вашу армию сильнее всех на свете.
Строго говоря, надо учесть насколько гибкой могла быть тактика средневековых армий. И учитывать, что один и тот же полководец мог блестяще выиграть одно сражение и потерпеть сокрушительное поражение в другом, Франциск 1-й тому пример. Надо понимать так же, что использование вундервафли в рамках уже существующей тактики может обеспечить чудесные результаты: почти все удачные примеры использования огнестрела на раннем этапе его применения укладывались в ту же схему, что и действия лучников: стрелки под прикрытием тяжелой пехоты и кавалерии на укрепленных позициях. В открытом поле неважно, чем были вооружены стрелки: ни луки ни огнестрел не могли спасти их от удара кавалерии или массы тяжелой пехоты. От этого вообще мало что спасало.
а - муштрой. До посинения, до обмороков и кровавых мозолей гонять своих подопытных кроликов по плацу.
Гм. Странно предполагать, что у тех же бургундцев было плохо с дисциплиной. Ордонансные роты бургундской кавалерии на тот момент были едва ли не самой дисциплинированной кавалерией мира, невзирая на рыцарское происхождение. О дисциплине швейцарских наемников можно говорить много, но она таки была, наравне с прекрасной слаженностью. Тем, кто жаждет возразить хочу задать вопрос: как быстро парадная коробка войск, участвующих в парадах (муштра в полный рост, причем интенсивная) потеряет строй при движении по пересеченной местности и станет похожей на толпу? А теперь вспоминаем, что швейцарцы умудрялись сохранять нечто похожее на строй под интенсивным огнем артиллерии (не сохрани они строй - Франциску и его жандармам не пришлось бы атаковать их несчетное количество раз, чтобы дать время артиллерии на перезарядку, толпу они стоптали бы без особого горя при первой-второй атаке). Так что муштры будет маловато.
Как говаривал Старый Фриц, солдат - есть автомат, к ружью приставленный. А он в этом деле что-то да понимал. Он был в этом деле не первым.
Кроме того есть еще одна немаловажная деталь: армии времен кулеврин были наемными, это были не жалкие неумехи, а профессиональные головорезы. И ландскнехты, которых поначалу набирали из простых крестьянских парней, молившихся перед боем, к тому времени, когда смогли составить конкуренцию швейцарцам, превратились в профессиональных головорезов, мародеров и богохульников. А у Фрица была армия уже немного другой модели, да и тактика стала очень другой: все решала плотность огня и стойкость под огнем, солдат практически полностью лишился инициативы и должен был уметь три вещи: прийти куда сказали, быстро и метко стрелять и не терять строя под огнем противника.
23.06.2014 в 18:27

House Katsap - We do not jump
Morceleb
Странно предполагать, что у тех же бургундцев было плохо с дисциплиной.
Тем не менее, при Грансоне мы как раз и видим, как бургундская пехота в центре банально ударилась в панику и разбежалась, приняв притворное отступление своей кавалерии на фланге за бегство с поля боя. Именно дисциплины и управляемости войск Карлу и не хватило.

как быстро парадная коробка войск, участвующих в парадах (муштра в полный рост, причем интенсивная) потеряет строй при движении по пересеченной местности и станет похожей на толпу?
Так речь не о сохранении строя. Это уже тренировки совсем иного рода. Речь о превращении конкретно взятого подразделения в единый организм, который, услышав команду "с брони", сначала сигает в придорожную канаву и занимает оборону, и только затем уже задается вопросом - "а на хуя это надо было делать?"

Кроме того есть еще одна немаловажная деталь: армии времен кулеврин были наемными, это были не жалкие неумехи, а профессиональные головорезы.
Ну так таким товарищам привить дисциплину как раз сложнее всего.