House Katsap - We do not jump
Приехавшая на Русь Скандинавия, Скандинавия цивилизаторская, создавшая норманнские княжества на берегах Днепра и Волхова, давшая отсталым туземцам военно-государственную элиту, вступавшая в торговые и дипломатические отношения с Византией и Халифатом, — должна была, разумеется, наложить заметный отпечаток на весь строй древнерусской жизни.
Обратимся сразу к важнейшему элементу культуры — языку. Что бывает, когда даже сравнительно небольшое число норманнов (несколько тысяч человек) возглавляет чужую страну (не передавая ей при этом своего имени), известно достаточно хорошо: «...скандинавское завоевание Англии, продолжавшееся с конца IX в. по 1042 г., оставило следы в лексике (до 10% словарного состава) и морфологии английского языка,... привело к созданию романского лексического пласта, к изменениям в фонетической системе языка и некоторым инновациям в морфологии» [комм. Е. А. Мельниковой и В. Я. Петрухина к кн.: Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989. С. 320]. Все это произошло, подчеркиваю, за полтораста лет. Но мы знаем от норманнистских баронов Мюнхгаузенов, что на Руси плюнуть было некуда — попадешь в живого викинга или на викингскую могилу. И что же? «В древнерусском языке, по подсчетам К. Торнквист, к числу бесспорных заимствований (из скандинавских языков. — С. Ц.) можно отнести около 30 слов...; из них лишь около 10 попали в древнерусский до XIV в.» [там же]. (Отдадим должное этому коварному «до», которое молчаливо предполагает: «за пятьсот лет», по норманнистской периодизации русской истории; но ведь «до XIV в.» не означает обязательно «с IX в.», а может означать, например, «с XII-го».) К тому же, посеяв на русской почве десяток своих слов, скандинавские сеятели семян цивилизации зачем-то заимствовали у диких туземцев — дюжину [там же].
В вопросе о религиозных влияниях и поныне остаются в силе слова Гедеонова: «...покуда норманская школа не объяснит поклонения своей норманской Руси Перуну и Волосу, она не вправе рассуждать о русских религиозных обрядах» [Гедеонов С. А. Отрывки из исследований о варяжском вопросе. Записки Императорской Академии Наук: Приложение. Т. I-III. СПб., 1862, N3. Т. I. С. 117]. Ведь саги свидетельствуют о сильном религиозном консерватизме викингов: когда норвежцы покидали родину и отправлялись в морское плавание на поиски новых земель, они брали на борт своих кораблей вместе со скарбом и резные деревянные столбы с изображениями древних богов. «Переселяясь на новые места не только с домочадцами, рабами и скотом, но также и со своими богами, привычками и обычаями, — пишет Гуревич, — норвежцы искали возможность продолжать жить по законам своих предков» [Гуревич А. Походы викингов]. Добавим к этому, что даже христианство проложило дорогу к сердцам викингов только в X в. И вот, оказывается, что на Руси они легко меняли своих богов — и даже не на более высокие религиозные представления, а на туземное идолопоклонство, к тому же гораздо более бедное в мифологическом отношении. Славяно-финское население, напротив, почему-то повсеместно проявляет полнейшее равнодушие и к Одину, и к Локки, и ко всей той заморской чертовщине, которую исповедует широко раскинувшаяся по Русской земле приезжая Скандинавия. Если кому-то все это кажется естественным, то он, разумеется, может продолжать «рассказывать, как будто и нет спора, о варягах с братией» [Ключевский В. О. Сочинения в девяти томах. М., 1989. Т. VII. С. 144].
В области фольклора до сих пор не найдено ни одного сюжета саг, который бы перекочевал в русские былины и сказания; ни один скандинавский герой не имеет на Руси былинного обличья. А вот что произошло, например, с Оддом Стрелой, когда он возвратился со своей дружиной из Руси на родной хутор: «...и вокруг них была лишь заросшая осокой земля и небольшое возвышение впереди. И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки».
«Сага об Одде Стреле» возникла не ранее XIII-XIV вв. (записана в XVIII в.), и ныне филологи не испытывают сомнений, что «в Скандинавию сюжет поступил из Руси» [Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2000. С. 492]. В сагах встречается и сюжет из славянской легенды о Яне Усмошвеце, с именем которого связано основание Переяславля. Славянское влияние неоспоримо и в этом случае: «В скандинавской переделке преувеличения доходят до уродства; где русский богатырь вырывает у разъяренного быка «кожю с мясы, елико ему рука зая», скандинавский силач вырывает заднюю ногу быка с лядвеею, и бык ударяется так сильно передними ногами в землю, что они уходят в нее по колена» [Гедеонов С. А. Варяги и Русь. Спб., 1876, II, прим. 197].
На древнерусских княжеских «столах» мы видим не конунгов, а князей и «коганей», окруженных не «гребцами-пехотинцами» (как норманнисты переводят термин «ротс», якобы легший в основу древнерусского этнонима «русь»), не викингами, не вэрингами, не хавдингами, а исключительно боярами, воеводами, дружиной, градскими старцами, тысяцкими, ябетниками, тиунами и старостами. Характерная деталь: согласно саге об Олаве и Владимире, жена киевского князя имела отряд личных телохранителей, которые не названы ни норманами, ни вэрингами, т. е. это были местные русы. О дружинах скандинавских королев саги не упоминают. Зато в старинных русских былинах князь Владимир говорит:
Гой еси, Иван Годинович!
Возьми ты у меня, князя, сто человек
Русских могучих богатырей,
У княгини ты бери другое сто.
Живут эти князья и княгини не в норманских замках-«бургах», а преимущественно в «градах», теремах и хоромах. И называются эти «грады» не Эймундславлями и Рагнармирами, а Ярославлями, Юрьевами и Владимирами. Ездят князья в полюдья, ставят погосты и взымают уроки и мыто. В бою их дружины строятся «стеной» или «тремя полками», а не викингским «клином»; плавают дружинники в ладьях, которые раза в два меньше драккаров (в олеговы ладьи помещалось 40 «воев», в драккары — до 70 человек* [см. Фиркс И. фон. Суда викингов. Л., 1982. С. 60]).
Законодательство на Руси письменно оформляется лет на сто раньше, чем в Скандинавии, и без малейших следов викингских обычаев: смертная казнь заменяется штрафом, пытки отменяются, береговое право не отдает имущество потерпевшего кораблекрушение в собственность владельцу берега, а предписывает оказывать несчастному помощь и т. д.
Должен признаться, что писать о том, чего нет, довольно утомительно, и потому я ограничусь сказанным.
И в итоге получается, что в математическом выражении скандинавское влияние в древнерусской культуре — близко к нулю, о чем, конечно, остается только искренне пожалеть.
В свое время А. Стендер-Петерсен сформулировал суть «варяжского вопроса» как «проблему определения роли, которую сыграл скандинавский этнический элемент в истории культурно-политического становления и раннего развития древнерусского государства» [Stender-Petersen, Ad., Varangica. Aarhus, 1953. P. 5]. Сказано корректно. Постараемся и ответить не менее точно и тактично: роль скандинавов в древней русской истории подлежит рассмотрению единственно в рамках узкоспециальных научных исследований, так как, говоря словами Гедеонова, «норманы не основной, а случайный элемент в нашей истории» [Гедеонов, 1876. С. 55]. Ни к культурно-политическому становлению, ни к развитию древнерусского государства викинги отношения не имеют. Следовательно, и никакого «варяжского вопроса» в этом смысле попросту не существует.
Обратимся сразу к важнейшему элементу культуры — языку. Что бывает, когда даже сравнительно небольшое число норманнов (несколько тысяч человек) возглавляет чужую страну (не передавая ей при этом своего имени), известно достаточно хорошо: «...скандинавское завоевание Англии, продолжавшееся с конца IX в. по 1042 г., оставило следы в лексике (до 10% словарного состава) и морфологии английского языка,... привело к созданию романского лексического пласта, к изменениям в фонетической системе языка и некоторым инновациям в морфологии» [комм. Е. А. Мельниковой и В. Я. Петрухина к кн.: Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989. С. 320]. Все это произошло, подчеркиваю, за полтораста лет. Но мы знаем от норманнистских баронов Мюнхгаузенов, что на Руси плюнуть было некуда — попадешь в живого викинга или на викингскую могилу. И что же? «В древнерусском языке, по подсчетам К. Торнквист, к числу бесспорных заимствований (из скандинавских языков. — С. Ц.) можно отнести около 30 слов...; из них лишь около 10 попали в древнерусский до XIV в.» [там же]. (Отдадим должное этому коварному «до», которое молчаливо предполагает: «за пятьсот лет», по норманнистской периодизации русской истории; но ведь «до XIV в.» не означает обязательно «с IX в.», а может означать, например, «с XII-го».) К тому же, посеяв на русской почве десяток своих слов, скандинавские сеятели семян цивилизации зачем-то заимствовали у диких туземцев — дюжину [там же].
В вопросе о религиозных влияниях и поныне остаются в силе слова Гедеонова: «...покуда норманская школа не объяснит поклонения своей норманской Руси Перуну и Волосу, она не вправе рассуждать о русских религиозных обрядах» [Гедеонов С. А. Отрывки из исследований о варяжском вопросе. Записки Императорской Академии Наук: Приложение. Т. I-III. СПб., 1862, N3. Т. I. С. 117]. Ведь саги свидетельствуют о сильном религиозном консерватизме викингов: когда норвежцы покидали родину и отправлялись в морское плавание на поиски новых земель, они брали на борт своих кораблей вместе со скарбом и резные деревянные столбы с изображениями древних богов. «Переселяясь на новые места не только с домочадцами, рабами и скотом, но также и со своими богами, привычками и обычаями, — пишет Гуревич, — норвежцы искали возможность продолжать жить по законам своих предков» [Гуревич А. Походы викингов]. Добавим к этому, что даже христианство проложило дорогу к сердцам викингов только в X в. И вот, оказывается, что на Руси они легко меняли своих богов — и даже не на более высокие религиозные представления, а на туземное идолопоклонство, к тому же гораздо более бедное в мифологическом отношении. Славяно-финское население, напротив, почему-то повсеместно проявляет полнейшее равнодушие и к Одину, и к Локки, и ко всей той заморской чертовщине, которую исповедует широко раскинувшаяся по Русской земле приезжая Скандинавия. Если кому-то все это кажется естественным, то он, разумеется, может продолжать «рассказывать, как будто и нет спора, о варягах с братией» [Ключевский В. О. Сочинения в девяти томах. М., 1989. Т. VII. С. 144].
В области фольклора до сих пор не найдено ни одного сюжета саг, который бы перекочевал в русские былины и сказания; ни один скандинавский герой не имеет на Руси былинного обличья. А вот что произошло, например, с Оддом Стрелой, когда он возвратился со своей дружиной из Руси на родной хутор: «...и вокруг них была лишь заросшая осокой земля и небольшое возвышение впереди. И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки».
«Сага об Одде Стреле» возникла не ранее XIII-XIV вв. (записана в XVIII в.), и ныне филологи не испытывают сомнений, что «в Скандинавию сюжет поступил из Руси» [Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2000. С. 492]. В сагах встречается и сюжет из славянской легенды о Яне Усмошвеце, с именем которого связано основание Переяславля. Славянское влияние неоспоримо и в этом случае: «В скандинавской переделке преувеличения доходят до уродства; где русский богатырь вырывает у разъяренного быка «кожю с мясы, елико ему рука зая», скандинавский силач вырывает заднюю ногу быка с лядвеею, и бык ударяется так сильно передними ногами в землю, что они уходят в нее по колена» [Гедеонов С. А. Варяги и Русь. Спб., 1876, II, прим. 197].
На древнерусских княжеских «столах» мы видим не конунгов, а князей и «коганей», окруженных не «гребцами-пехотинцами» (как норманнисты переводят термин «ротс», якобы легший в основу древнерусского этнонима «русь»), не викингами, не вэрингами, не хавдингами, а исключительно боярами, воеводами, дружиной, градскими старцами, тысяцкими, ябетниками, тиунами и старостами. Характерная деталь: согласно саге об Олаве и Владимире, жена киевского князя имела отряд личных телохранителей, которые не названы ни норманами, ни вэрингами, т. е. это были местные русы. О дружинах скандинавских королев саги не упоминают. Зато в старинных русских былинах князь Владимир говорит:
Гой еси, Иван Годинович!
Возьми ты у меня, князя, сто человек
Русских могучих богатырей,
У княгини ты бери другое сто.
Живут эти князья и княгини не в норманских замках-«бургах», а преимущественно в «градах», теремах и хоромах. И называются эти «грады» не Эймундславлями и Рагнармирами, а Ярославлями, Юрьевами и Владимирами. Ездят князья в полюдья, ставят погосты и взымают уроки и мыто. В бою их дружины строятся «стеной» или «тремя полками», а не викингским «клином»; плавают дружинники в ладьях, которые раза в два меньше драккаров (в олеговы ладьи помещалось 40 «воев», в драккары — до 70 человек* [см. Фиркс И. фон. Суда викингов. Л., 1982. С. 60]).
Законодательство на Руси письменно оформляется лет на сто раньше, чем в Скандинавии, и без малейших следов викингских обычаев: смертная казнь заменяется штрафом, пытки отменяются, береговое право не отдает имущество потерпевшего кораблекрушение в собственность владельцу берега, а предписывает оказывать несчастному помощь и т. д.
Должен признаться, что писать о том, чего нет, довольно утомительно, и потому я ограничусь сказанным.
И в итоге получается, что в математическом выражении скандинавское влияние в древнерусской культуре — близко к нулю, о чем, конечно, остается только искренне пожалеть.
В свое время А. Стендер-Петерсен сформулировал суть «варяжского вопроса» как «проблему определения роли, которую сыграл скандинавский этнический элемент в истории культурно-политического становления и раннего развития древнерусского государства» [Stender-Petersen, Ad., Varangica. Aarhus, 1953. P. 5]. Сказано корректно. Постараемся и ответить не менее точно и тактично: роль скандинавов в древней русской истории подлежит рассмотрению единственно в рамках узкоспециальных научных исследований, так как, говоря словами Гедеонова, «норманы не основной, а случайный элемент в нашей истории» [Гедеонов, 1876. С. 55]. Ни к культурно-политическому становлению, ни к развитию древнерусского государства викинги отношения не имеют. Следовательно, и никакого «варяжского вопроса» в этом смысле попросту не существует.
Учебники - вещь вообще крайне консервативная, а те, по которым учили в наше время и учат до сих пор, все же писались еще норманистами, пусть и советского периода. Впрочем, и сейчас эта отрасль пока что в их руках)) Так что, школы еще долго будут учить байкам про варягов-норманнов)
вон у соседей каждый год переписывают.
Я как бы про нормальных людей, а не про душевнобольных.
А просто потому что... а потому что русская и о русских.
вообще не понимаю теорию по которой между викингами и варягами поставили знак равенства.
знакомую букву, блин, нашли.
потому что русская и о русских
Вообще-то, легенда о Гостомысле как раз не русская и не о русских) Это легенда родом с Поморья, современная Померания. То есть наши-то варяги скорее всего действительно родом именно оттуда, а не из Скандинавии, но события легенды о Гостомысле и Рюрике никакого отношения к истории Руси не имеют, все это произошло еще до появления варягов в наших землях.
то что ее оригинал не сохранился, а есть только переписки, еще не означает что ее не было.
с другой стороны как достоверный источник ее может и нельзя брать. но я и не претендую на истину.
Долго бывши старшиною
Над славянскою страною,
Князь маститый Гостомысл
Потерял под старость смысл.
И пред смертною кончиной
На болезненном одре
Он сказал перед дружиной:
«Надо думать о царе...
Вы одни не уживетесь,
Как бараны, вы деретесь;
Так плывите за моря
Выбирать себе царя!»
Вот и поплыли бараны
За царем в чужие страны
(Словно не было кого
Взять из стада своего)
...
Иоакимовской летописи не было) И дело не в том, что "оригинал не сохранился", а в том, что ее никогда и не существовало)
а факты в том, что каждая новая метла на Руси сознательно жгла, все что делал предшественник.
и в первую скрипку тут играли попы, сознательно уничтожая языческую Русь.
потому можем только гадать, что там было.
но в викингов я не верю.
Jenious, )))
таких сатириков и сейчас полно.
особенно тех, которые не хотят хлорид натрия жрать в сырах.
не факт
Факт) Самый, что ни на есть факт. Ни одного подтверждения того, что сей документ в реальности существовал, у нас нет. Точка.
каждая новая метла на Руси сознательно жгла, все что делал предшественник
Абсолютно не соответствует действительности)
и в первую скрипку тут играли попы, сознательно уничтожая языческую Русь
И именно поэтому, наверное, двоеверие на Руси существовало аж до XIV-XV веков, а львиная доля пережитков язычества, в том числе и сросшихся с православием, продолжают здравствовать и по сей день.
мне кажется, что об уничтожении языческой Руси попами у нас с вами разное понимание.
у вас почему-то сразу перед глазами инквизиция стоит, насколько я поняла.
а я вот послушала как-то репортаж со священником про до православную Русь и у меня сложилось стойкое ощущение, что данные особи пытаются привить уверенность в том, что до православия Русь - это такое сборище мычащих обезьянок, не способных к чему бы то ни было разумному. У меня после того интервью очень нехорошее мнение о священниках. И дело тут не в том, что попы преследовали язычников, а в том, что они пытаются доказать, что православие - это божественное просветление для древних славянообезьян.
мне кажется, что об уничтожении языческой Руси попами у нас с вами разное понимание.
Ну, если ваше понимание тех исторических событий базируется исключительно на одном как-то репортаже с выступлением некоего не очень умного (и тем паче неизвестно насколько сведущего в истории Руси) священника, то да, разное) Я основываюсь на известных фактах, которые ну никак не подтверждают байки о каком-то там "уничтожении попами языческой Руси", лютых гонениях на язычников и т.д. и т.п. Все это существует только в воспаленном сознании современных неоязычников и обслуживающих их аффтаров фольк-хистори. Науке такие факты попросту не известны.
у вас почему-то сразу перед глазами инквизиция стоит, насколько я поняла.
Отнюдь. Я вообще не понял аналогии борьба с язычеством/инквизиция. Инквизиция занималась совершенно другими вещами и возникла спустя доброе тысячелетие после торжества христианства в Западной Европе. Более того, инквизиция была направлена в первую очередь против протестантов, которые как раз выступали за полное очищение христианства от языческих пережитков, т.е. в каком-то смысле даже защищала языческое наследие Европы. Строго говоря, те пережитки языческих верований в европейской культуре, что мы имеем сейчас, сохранились во многом благодаря именно отцам-инквизиторам. Протестанты вычистили бы их под корень.
И да... с тех пор вы можете основываться только на известных фактах, которые попы сочли приемлемым оставить потомкам.
Забыли только рассказать каким по счету потомком Ноя был основатель Руси.Это выступление попа меня убедило в том, что те самые попы пожгли все, что касалось дохристианской Руси, оставив только свои собственные трактовки событий.
Довольно странная логика Оо
с тех пор вы можете основываться только на известных фактах, которые попы сочли приемлемым оставить потомкам.
Мягко говоря, выдает в вас человека, не имеющего даже отдаленного представления об исторической науке. Увы, но люди, вроде вас - идеальная питательная среда, на которой и паразитируют врунишки от фольк-хистори, несущие бред про "попов, сжигавших все, что касалось дохристианской Руси". Причем, вас ни капли не смущает то, что наука оперирует фактами и вполне материальными находками. которые можно пощупать руками, а фольк-хистори — домыслами, рассыпающимися в пух и прах при малейшей попытке подвергнуть их какой-либо критике. Но вы верите именно домыслам, фантазиям. То есть заведомой лжи. При этом обвиняете во лжи ученых, попов...
я не в курсе, кого вы называете фольк-хистори. я не настолько сильно увлекаюсь историей.
просто когда встречаю нестыковки, прихожу к своему пониманию событий.
одно из них я озвучила - в скандинавский миф о Рюрике я не верю. Более того, версию о Гостомысле я считаю более вероятной на данном этапе. О чем и сказала. Это не значит, что не может существовать другой. Когда мне представят документы, подтверждающие другое и не противоречащие здравому смыслу - я поверю. Пока - нет.
Хоук, да не боролись с ними. их аккуратно вписывали в христианские культы. потому христианство и прижилось так быстро.
Вам никогда не приходило на ум, почему "святки-колядки" вдруг приходят после Рождества?
я по-моему никого во лжи не обвиняла.
А как же утверждения о "переписывании истории"? О том, что попы, что-то там "сочли приемлемым оставить потомкам"?
я не в курсе, кого вы называете фольк-хистори.
Да вот как раз тех, у кого вы почерпнули сии сентенции.
скандинавский миф о Рюрике
Так он и не скандинавский вовсе) Он просто иностранный, заемный. В самой "варяжской легенде" о призвании Рюрика и Ко нет ни слова об их шведском происхождении. Более того, "русь" противопоставляется и шведам и норманнам как совершенно самостоятельная этническая общность. Норманистское толкование легенде, вопреки ее же собственному содержанию, дали только уже в XVIII столетии.
версию о Гостомысле
Так нет такой версии) Вот просто нет в природе. Гостомысл - это мекленбургская легенда, только где-то в XV веке попавшая на Русь.
охохо
прям повеяло "норманисты извратили нашу историю, а на самом деле Невский и Бытый одно и тоже"
И капища не разрушали и идолов не валили?) Разумеется иногда христианские праздники подгоняли под языческие, было такое. Я этого не спорю и это одна из форм идеологической борьбы. Но как это подтверждает тезис о попах, переписывающих нашу историю?
Эм... уточните где я говорила о ПЕРЕПИСЫВАНИИ истории (хохлы не в счет, у них параллельная реальность). Перечитала ВСЕ что здесь написала и не нашла.
Так что цитату в студию и только потом продолжим.
Хоук, эм... вопрос чуть выше и к вам относится.
Эм... уточните где я говорила о ПЕРЕПИСЫВАНИИ истории.
Ну хотя бы:
а факты в том, что каждая новая метла на Руси сознательно жгла, все что делал предшественник.
вот Романовы жгли все, что не подходило под их теорию происхождения от Рюрика.
Но это не значит, что им мешало все остальное. И уж тем более не значит, что они переписывали историю и придумывали отсебятину от этой самой истории.
и какая связь с переписыванием?
А разве не прямая?
вот Романовы жгли все, что не подходило под их теорию происхождения от Рюрика.
я кстати встречала людей которые с серьезным лицом утверждали что "жгли и подчищали" дворяне из "старых семейств" чтобы значит древность своего рода утвердить, а на самом деле они никакие не старые рода
Там банально нечего было жечь - до XVI века само понятие писанных родословных на Руси было попросту неизвестно, генеалогии хранились и передавались устно, внутри семьи, и за ее пределами мало кому были известны, да особо и не интересовали никого. Только со времен Грозного начинается составление первых официальных родословных, и устные легенды переходят на бумагу, постепенно обрастая новыми фантастическим деталями и переплетаясь друг с другом. Впрочем, генеалогии все равно особого значения еще не придавалось, так как положение семьи в обществе определялось принципом местничества, а вовсе не ее происхождением. Те же Годуновы были уж на что из грязи в князи, а вознелись в цари, хоть и ненадолго. Да и Романовы никакой особой знатностью не выделялись. И лишь с отменой местничества, т.е. уже при самых что ни на есть Романовых, в конце XVII века генеалогические древа начинают играть ту же роль, что и в Западной Европе.
но мы залезли не в те дебри и начинали не с этого.
Откуда вы взяли такую ересь?
ну ок, не было так не было..
Мне кажется этим вы подразумевали, что с приходом христианства историю корректировали, подправляли и т.д. В частности ввели в оборот представления о славянах как о полудиком народе находящимся на относительно низкой ступени развития, а все что этой точке зрения противоречило уничтожили или переписали.
Велесова книга!!!
Славянские письмена повсюду, Чудинов не врет!!!