House Katsap - We do not jump
С просторов ЖЖ большая подборка работ русских художников на тему национального женского костюма допетровской эпохи.
Тут, правда, надо сделать поправку на то, что художники в своем представлении об оном костюме отталкивались преимущественно от современных им праздничных "выходных" нарядов крестьянок. А те, при всей архаичности крестьянской культуры, все же не могли служить безусловно достоверным источником по костюму, тем паче костюму женщин высшего света, боярынь, двух-трехвековой давности. Это примерно то же самое, что пытаться по современным модным журналам реконструировать повседневный облик русских женщин советского времени. Плюс, где-то что-то художники вообще домысливали от себя. И тем не менее.

Тут, правда, надо сделать поправку на то, что художники в своем представлении об оном костюме отталкивались преимущественно от современных им праздничных "выходных" нарядов крестьянок. А те, при всей архаичности крестьянской культуры, все же не могли служить безусловно достоверным источником по костюму, тем паче костюму женщин высшего света, боярынь, двух-трехвековой давности. Это примерно то же самое, что пытаться по современным модным журналам реконструировать повседневный облик русских женщин советского времени. Плюс, где-то что-то художники вообще домысливали от себя. И тем не менее.

+++
А теперь представь, что мы сохранили бы хотя бы некоторые из этих традиций национального костюма до наших дней, как, например, это сделали нихонцы:
Но вместо этого наша международная визитная карточка - ушанка, водка и медведь с балалайкой.
Я стараюсь не думать об этом чтобы не впадать в тлен)
Но если серьезно, то это действительно очень грустно.
Спасибо тебе, царь Петр.
Японцы - красавчики, у них если я ничего не путаю даже модные
дома периодически выпускаю новые коллекции кимоно.
И в быту они его активно используют.
С платками, кстати, тоже все не так просто. Как раз недавно где-то в ленте у меня мелькал отрывок из каких-то мемуаров какого-то, кажется, священника, который в позднее советское время с некоей делегацией посещал приход русской православной зарубежной церкви в США. Так вот там был интересный момент: наши женщины, как полагается, в церкви повязали на головы платки, а местный батюшка всю службу как-то странно смотрел на них и после задал какой-то там вопрос советскому священнику... точно уже не помню, но суть в том, что он очень удивился виду русских женщин в платках. Для него, выросшего на традициях русской эмиграции, это было дикостью. И, в общем-то, его можно понять - до 17-го года русскую женщину, и не только из высшего общества, но и даже среднего класса и ниже было довольно трудно представить себе в платке, пусть даже и в церкви. Это был элемент одежды почти исключительно крестьянки, и то не во всякой местности. А теперь платок в храме повязывают и жены президентов, олигархов и т.д.))
Именно что "бохато", громоздко да еще и пестро до пародии (аля восточный базар), особенно в 17 веке. Даже в таком "прихорошеном" по вкусам 19 века виде женщина кажется бесформенной тумбой без талии. А если вспомнить еще и описанную иностранцами неестественную и дичайшую страсть к белилам и свекольным щечкам получаем тип красоты в стиле Пугачевой (до подтяжек и похудания) - в бесформенном балахоне, в мехах и золоте, наплывающую на вас с грацией эсминца.
Царица Александра Федоровна в реальном костюме царицы Марии (жены царя Михаила) 17 века
Иными словами - совсем не изящно и не элитно. Даже не эротично. Едва ли такую варварскую пестроту удалось бы "продвинуть" в качестве иконы стиля. Но что характерно - многие русские женщины до сих пор считают формулу "много меха+много золота+много боевой раскраски да попестрее" эталоном красоты. И чихали они на всех Петров с большевиками и на злобно хихикающих вслед иностранцев. Они и дальше будут выходить к завтраку в вечерних платьях и макияже, а на пляже "утками грациозно переваливаться по песку" на шпильках. Несмотря на утрату конкретных деталей костюма общие представления о, гм, красоте сохранились в нерушимости.
К сожалению, "русский стиль" уже давно и прочно ассоциируется с китчем, аляповатостью и безвкусицей. А всякие ушанки на это фоне лишь мелочи.
Подумаешь, платье не облегающее. Зато как разыгрывается воображение!
А если вспомнить еще и описанную иностранцами неестественную и дичайшую страсть к белилам и свекольным щечкам
А если вспомнить, что японки во время оно чернили зубы, и от улыбки японской женщины эпохи Мэйдзи у современного европейца скорее всего волосы встали бы дыбом... Речь не о буквальном сохранении "как есть", в застывшем, замороженном раз и навсегда виде, а о продолжении и развитии живой культурной традиции, которая впитывала бы в себя что-то новое, отбрасывала ненужное старое...
Да и если уж говорить о моде, не уродующей женскую фигуру, то тут точно нужно говорить не о европейской моде XIX века. Сколько ребер переломано корсетами? А пышная юбка, под которой можно спрятать бочку на сотню литров, которая раскроется во всей красе, едва императрица со второй фотографии встанет и выпрямится во весь рост - это прям-таки не громоздко и не бесформенно и не скрывает истинные пропорции женского тела?) Как бы платье на первом фото и то менее искажает очертания ее фигуры))
Несмотря на утрату конкретных деталей костюма общие представления о, гм, красоте сохранились в нерушимости.
Ну, что поделать. В целом, это общее явление для дорвавшихся до чего-то доступного слоёв населения.
Видели бы индусов...И сравнение не очень корректное, т.к. дорохо-бохато и его подделками вроде абибасов ныне увлекаются в основном либо низы, либо дорвавшиеся до денег выходцы из низов без обременения культурой. То есть, никак не потомственная и прочая элита.Женская фигура должна напоминать рюмочку (на ножке) или гитару, КМК.
Вы явно подменяете слова "уродовать" и "калечить в целях достижения идеала".
А за "сохранением традиций" - это южнее.
читать дальше
Мирланда,
Спасибо.
Женская фигура должна напоминать рюмочку (на ножке) или гитару, КМК.
Это мы с вами сейчас так считаем. Еще не так давно и те же европейцы придерживались кардинально иного мнения.
Вы явно подменяете слова "уродовать" и "калечить в целях достижения идеала".
Э-э-э... а в чем разница? Оо И там и там - идиотизм. Если идеала можно достичь, лишь искалечив или изуродовав себя, то на фиг он нужен такой идеал?
Не знаю, что прочитали вы, но я использовала эту фразу отнюдь не в негативном ключе.
Я нахожу традиционный русский костюм невероятно красивым. И нет, не все что ярко, богато и изобилует парчой по умолчанию варварство и безвкусица.
А Александра Федоровна одинакова хороша во всех нарядах)
Едва ли такую варварскую пестроту удалось бы "продвинуть" в качестве иконы стиля.
Вы явно не в курсе последних модных тенденций скажем...в Индии)
С платками, кстати, тоже все не так просто. Как раз недавно где-то в ленте у меня мелькал отрывок из каких-то мемуаров какого-то, кажется, священника, который в позднее советское время с некоей делегацией посещал приход русской православной зарубежной церкви в США. Так вот там был интересный момент: наши женщины, как полагается, в церкви повязали на головы платки, а местный батюшка всю службу как-то странно смотрел на них и после задал какой-то там вопрос советскому священнику... точно уже не помню, но суть в том, что он очень удивился виду русских женщин в платках. Для него, выросшего на традициях русской эмиграции, это было дикостью. И, в общем-то, его можно понять - до 17-го года русскую женщину, и не только из высшего общества, но и даже среднего класса и ниже было довольно трудно представить себе в платке, пусть даже и в церкви. Это был элемент одежды почти исключительно крестьянки, и то не во всякой местности. А теперь платок в храме повязывают и жены президентов, олигархов и т.д.
Насколько я знаю, до 17-го года не принято было ходить по улице с непокрытой головой. Так что традиции надевать платок специально, чтобы войти в церковь, безусловно не было. Но если мы говорим о национальном костюме, не факт, что можно ориентироваться на моду высшего общества и вообще городскую моду. Разве что купеческую, а там как раз платки носили.
Но вот зимой, вместе с шапкой или как основной головной убор, пуховые платки носили, мне кажется. В "Метели" Маша кутается в шаль, перед тем как выйти из дома.
Во всех. Но старинное царское платье ей даже больше идёт, я бы сказала. Выделяет
Мне кажется в старинном она выглядит более торжественно, а в том другом просто красивая женщина.
А касательно кимоно... нравится оно нам, но, наверное, отойди от него японцы не 100 (условных) лет назад, а этак так 400, его бы тоже не было в полном виде.(