House Katsap - We do not jump
МОСКВА, 7 июл - РИА Новости. Храмы Псковской архитектурной школы включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО на 43-й сессии Комитета в Баку, сообщает пресс-служба Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева.

Объект культурного наследия в Пскове включает 10 уникальных храмов XII - начала XVII веков, среди которых собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, Преображенский собор Спасо-Мирожского монастыря, собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, церковь Михаила Архангела с колокольней и другие. Эти шедевры Псковской архитектурной школы оказали значительное влияние на развитие архитектуры в России и за рубежом.
#

Ни в одном СМИ, впрочем, полный перечень храмов, включенных в список ЮНЕСКО, не приведен. Пришлось лезть за ним на сайт собственно Института Наследия, но даже и там он лишь в скачиваемых материалах.

В общем, в список попали:

1. Преображенский собор Мирожского монастыря;

2. Рождества Богородицы Снетогорского монастыря;

3. Иоанна Предтечи (непонятно только, на фига его везде именуют принадлежащим к Ивановскому монастырю, если никакого монастыря там давным-давно нет и в помине, собор торчит практически посреди Комсомольской площади у Радиозавода);

дальше два наших запсковских:

4. собственно главный храм Запсковья — церковь Косьмы и Дамиана с Примостья;

5. и Богоявления с Запсковья у Бродов (в районе Плотины)

ну и по Среднему городу и Полонищу:

6. церковь Михаила Архангела с Городца;

7. Николы с Усохи;

8. Василия на Горке;

9. Георгия со Взвоза (к слову, жаль, немного не дожил мой бывший генеральный — три года назад храм был отреставрирован фактически на его личные деньги);

10. Покрова и Рождества Богородицы от Пролома.

Что ж, неплохо. Хотя и выбор храмов местами удивляет. Нет, с храмовыми комплексами Мирожки и Снятной горы все понятно. Как и с Ивановским собором. Но почему, например, в списке есть церковь Архангела Михаила с Городца, но нет расположенной поблизости же с ней и не менее древней (а если учесть упоминание в «Сказании о Довмонте», то и поболее) Петра и Павла с Буя? Тем более, что современный облик Архангела Михаила — это перестройка конца XVII века, а Петра и Павла таки сохранился в постройке первой половины XVI, на полтора века старше. Почему есть такие сравнительно маленькие церквушки, как Георгия со Взвоза или Покрова от Пролома, но нет таких крупных храмов как Образская с Жабьей лавицы или Успения с Пароменья? Почему есть тот же Василий на Горке, но нет его соседки Анастасии Римлянки? Есть Никола с Усохи, но нет уже его соседски — Одигитрии? Кстати, как раз последний храм сейчас, пожалуй, больше чем какой-либо другой в Пскове нуждается во внимании и срочной реставрации.

Но, впрочем, как говорится, и то хлеб)

@темы: Дом Святой Троицы, Псков